Кино       Никита Соловьёв       18.08.2021 20:00      

«Зови меня Змей». В российский прокат впервые выйдет предшественник киберпанка и один из более узнаваемых фильмов Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка»

Фильм, запустивший тренд на демонстрацию будущего: дикари в мегаполисе, вымышленное оружие и немногословный герой.

Кадр из фильма «Побег из Нью-Йорка» / kinopoisk.ru

Голливуд  80-х захлестнула новая революция, а студии активно работали над созданием «эры блокбастеров». Конечно, сразу больших денег не было, ведь почти все прошлые 20 лет их успешно осваивали глыбы «Нового Голливуда». С выходом «Звездных войн» все изменилось, начался тренд на фантастику, а внезапный австралийский «Безумный Макс» только возбудил голод продюсеров.

Совсем неудивительно, что жемчужина в лице Джона Карпентера не прошла мимо глаз киностудий. Начал еще с одного культового фильма «Хэллоуин», который и по наши дни штампуется, получил новую трилогию, только с другим режиссером. У Джона лежал в кармане еще один написанный в 1974 году сценарий - «Побег из Нью-Йорка», который на то время стал неудобным для студий. Камнем преткновения для съемки фильма послужил оставшийся вкус горечи и позора бывшего правительства от Уотергейтского скандала. Карпентер хотел отразить в фильме, что именно из-за ошибок правительства происходит деградация всего общества: как города превращаются в гетто, как навсегда и непримиримо расслаивается общество, выбирая только за или против, как герои войны превращаются в преступников.

Под таким остросоциальным высказываниям сейчас мы бы ожидали  накал и невероятные повороты, как в «Игре престолов», но «Побег из Нью-Йорка» дальше высказывания не пошел. Не развился он и в плане фантастики, тяготеющей к киберпанку, и не дошел до так называемого постапокалипсиса, оставшись исполнять роль антиутопии. Сам того не зная Карпентер начал вводить элементы нового кино, которое в 80-х будет собирать полные кинотеатры молодежи. Режиссер, начиная фантазировать, выводит совершенно немыслимую картину, когда Нью-Йорк становится превращенм в руины протестным городом, а в его сердце - Манхэттене - расположена главная тюрьма.  Жители ходят в чем попало, при этом дикари подземелья похожи на банды из «Безумного Макса», президент страны спасается в захваченном самолете революционерами за счет спасательной капсулы.

Кадр из фильма «Побег из Нью-Йорка» / kinopoisk.ru

Но главным изобретением стал невозмутимый Змей Плискин, образ которого возьмут на себя все известные герои 80-х от Сталлоне до Шварценеггера. Краткость предложения, вечное недовольство, уверенность и яркий образ с повязкой на глаз. В общем, герои-одиночки, которые открывают дверь ногой и посылают всех куда подальше, стал узнаваемыми, а в наше время уже многими критикуемы за шаблонность и переизбыток «крутизны», этот образ повсюду, от детективного триллера до очередного супергеройского фильма. Да вспомнить даже и продолжителя традиций «Бегущего по лезвию 2049», который собрал аудиторию и показал, что фильмы, имеющие популярность в 80-х, стали еще более привлекательными с развитием технологий. Лично мне внешность героя вообще напомнила Джима Моррисона, с его вечной вальяжностью, презрению к миру и любовью выделяться с помощью пестрой одежды. Плисскин тоже революционер моды, который добавляет моду пиратов с повязкой, надевает рокерскую майку и меняет цвет камуфляжа у штанов. Добавьте к этому придуманное им себе прозвище Король ящериц, которое перекликается с диалогом Плисскина, требующего, чтоб его звали Змеем.

Актуальность в фильме еще не заканчивается. Например, история с освобождением президента продолжает играть на нервах правительства США. Как раз в то время Иран взял в заложники американских дипломатов, что сильно усугубило отношение между двумя странами. Между тем, пока наш Змей спасает президента, в мире идет Третья мировая война, сугубо старое рассуждение, но про которое снято немало фильмов. Тот же «Терминатор» кричит о мировой войне (правда с машинами), демонстрируя ядерные удары и километры пустыни.

Кадр из фильма «Побег из Нью-Йорка» / kinopoisk.ru

Еще одной связкой от «Побега из Нью-Йорка» с фильмами будущего стала работа Джеймса Кэмерона над спецэффектами. Он соорудил макет Нью-Йорка и работал над макетами самолетов. Сейчас это кажется смешным, но фильм с бюджетом 6 миллионов невозможно снять без хитростей. После он применит эту же практику в первом «Терминаторе». 

На сегодня фильм невооруженным глазом кажется устаревшим. Графика, спецэффекты, костюмы и прочие дизайнерские элементы уже просто смешны, главный герой Курта Рассела Змей остался в эре VHS-формата, а сюжет и диалоги кажутся просто посредственными. Сможет ли фильм воскреснуть в 4K-реставрации? Скорее нет, чем да. Всем любителям антиутопий и фантастики, ностальгирующим по старому «Робокопу» и «Бегущему по лезвию», пойти в кинотеатры с 26 августа – рекомендуется.

Категория 16+