Кино       Никита Соловьёв       11.04.2021 15:00      

Золото Голливуда: как один алкоголик написал оскароносный сценарий для лучшего фильма столетия

Кадр из фильма «Кражданин Кейн» / dev.tcm.com

26 апреля пройдет 93-я церемония вручения наград премии «Оскар», на которой фильм Дэвида Финчера «Манк» представлен в десяти номинациях. Что нужно знать о главном герое картины? Почему фильм разбил фанатов режиссера на два лагеря и при чем здесь нацисты?

Новый фильм Финчера далеко не психологический триллер, призванный зрителей распутывать интриги и порождать неопределенную тревожность. Теперь в центре внимания - биография о сценаристе «Золотого Голливуда», написанная отцом режиссера.

Снятая в черно-белом цветокоре, отсылающая зрителя к оригинальному произведению, размазанная на два с лишним часа и выпущенная зумерской компанией Netflix, картина отпугивает зрителя, который не знает, что  ему предлагают в этот раз. Здесь многие могут вспомнить последний фильм Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», для просмотра которого русскому зрителю нужно было ознакомиться с дикими событиями 1969 года. Поэтому «Манк» следует смотреть вместе с «Гражданином Кейном», который ответит на многие вопросы, возникающие при просмотре «Манка».

Неделимость «Гражданина Кейна» и «Манка» происходит из исторических парадигм того времени. Здесь и эпоха «желтой прессы», и «Великая депрессия», и Голливуд 30-х. Вдобавок сюжет «Манка» такой же нелинейный, как и в «Кейне», он забит флэшбеками сценариста и каждый раз забрасывает зрителя в различные периоды его работы с киностудиями. Параллель между этими двумя фильмами проходит и в журналистике. Если «Гражданин Кейн» разворачивается на фоне журналистского расследования, то «Манк» и есть журналистское расследование старшего Финчера.

Другой важной журналистской составляющей являются герои картины. Сам Манк — профессиональный журналист, который сменил профессию, после предложения студии Paramount. Добившись успеха, а вдобавок пристрастившись к выпивке,  Манк получает предложение написать сценарий к «Гражданину Кейну». Тогда сценаристу, выступающему против нацистского режима, пришло в голову вложить в образ персонажа известного медиамагната Уильяма Херста, который использовал в своих газетах нацистскую пропаганду, публикуя статьи Геринга и Гитлера.

Кадр из фильма «Манк» / kincir.com

Политический бунт Манкевича только усложнял его жизнь, ведь киностудии отказались вписывать его имя в титры, а в третьем рейхе даже запрещали фильмы, к которым притрагивалась рука буйного сценариста. Однако этот момент Финчер убрал из фильма, оставив лишь легкие диалоги владельцев киностудий о сотрудничестве с нацистами.

И вот тут мы подходим к лучшему, что есть в фильме, а именно к Гэри Олдману, который сыграл роль одиозного сценариста. Олдман горазд на различные образы, чего стоит его роль Уинстона Черчилля в «Темных временах». «Манк» выглядит интересным за счет повествования через главного героя, который все время шутит, пьет до отключки и не стесняется в выражениях. Иногда его выходки приводят к печальным последствиям, и зритель невольно сочувствует такому исходу. Олдману получилось не только передать всю трагичность персонажа, но и также стереть возрастные рамки между собой и сыгранным персонажем, разница которых достигала 20 лет. Думаю, что за такой перформанс  как минимум один «Оскар» уйдет «Манку».

Кадр из фильма «Манк» / news.myseldon.com

Нельзя сказать, что если бы этот фильм вышел не в коронавирусную эпоху, то получил бы столько номинаций. Настолько нескладно и инородно смотрелся бы он на визуальном прилавке с «Джеймсом Бондом» или новым фильмом Уэса Андресона, в тоже время, не занимая жанра остросоциального фильма. Это показывает и факт ожидания «Манка», который в день выхода занял лишь 10 строчку в топе Netflix, а его обогнал другой исторический фильм - о протестах против войны во Вьетнаме под названием «Суд над чикагской семёркой». Многие фанаты Финчера просто не осилили фильм, не увидев в нем истинного почерка любимого творца, другие же осилили до конца и попытались забыть о нем.