Кино       Никита Соловьёв       04.07.2021 20:00      

«Выбери жизнь». Культовый фильм «На игле» Дэнни Бойла снова в кинотеатрах

В честь 25-летия «Иноекино» запускает сеансы культового фильма на английском языке с русскими субтитрами. Разбираемся, как фильм про молодых людей из Эдинбурга оказался душераздирающих зрелищем о  проблемах поколения конца 80-х - начала 90-х, и почему его нужно пересмотреть.

Кадр из фильма «На игле» / likes.ru

«На игле», или в оригинальном названии «Трейнспоттинг», стала дебютной картиной для именитого режиссера Дэни Бойла и открыла путь таким молодым актерам, как Юэн Макгрегор, Кевин Маккидд и Келли Макдональд. Важным фактором мирового успеха стал первоисточник, а именно одноименное произведение Ирвина Уэлша, по которому и был написан сценарий фильма. Уэлшу удалось передать весь негативный, отвергнутый и мерзотный мир Шотландии конца 20-го века, с экстази и героином, с безработицей и нищетой, со свободными отношениями и СПИДом. Новояз, отсылающий к Берджерскому «Заводному апельсину», сленг, идущий из книг битничества Керуака и Берроуза, а также  поп-культура своего времени, как и другой документ определенного временного отрезка, не оставил безразличным  читателя. Но у Уэлша в отличие от его предшественников нет особого взгляда на героев. Они не являются притесненными интеллигентами или психопатами – они просто обычные парни из рабочего класса.

Экранизация, как и первоисточник, первым делом бросает подозрение на культуру устоявшегося капитализма и ее минусах. Основной конфликт идет от главных героев, которые находятся в недопонимании с современным обществом и пытаются сбежать от него с помощью героина. В начале фильма мы можем услышать от главного героя Рентона, что ему не хочется выбирать ни семью, ни работу, ни саму жизнь. И правда, Эдинбург, как и вся Великобритания, находился в консервативном застое Маргарет Тэтчер, где были пособия, но по-прежнему не было достойной работы и адекватного оплачиваемого труда. Хорошо показан режиссером и культурно-эстетический багаж некоторых  молодых людей. Они обсуждают, какой Бонд сыгранным Шоном Коннери лучше, сравнивают популярных исполнителей и футбольных легенд. Хорошо показана и передача социальной проблемы подрастающего поколения. Если у друзей Рентона идолом является отец панка Игги Поп, то его школьная подруга уже не смыслит ничего в рок-культуре и отдается рейву, с его новым клубным явлением экстази.

Кадр из фильма «На игле» / kinopoisk.ru

Тема наркотиков в 90-х - одна из центральных тем в кинематографе, как и темы СПИДа или соцнеравенства. После смерти от передозировки актера Ривера Феникса (брата Хоакина) в Голливуде поспешили с созданием фильмов на данную тематику.  Но именно  осмысление и форма подачи данной проблемы заставляет взглянуть на недуг последних десятилетий по-новому. Здесь явление наркотиков не что-то субкультурное, а повсеместное и индивидуально-личностное. Мы видим, как живут герои, что их подталкивает к приему запрещенных веществ, как они переживают эйфорию, как тяжело пытаются бороться со своей зависимостью. В дополнение к раскрытию новых форм предстает непривычная до зрителя операторская работа. До этого зритель мог видеть склейки Хичкока с различными головокружениями и потерей сознания, он мог видеть в военных фильмах передачу контузии, но вот изменение сознания еще не раскрывалось настолько близко к реальности. Здесь и яркие галлюцинации, и потеря формы вещей, пространственные изменения, которые доведут до идеала создатели фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Обычная прямолинейная съемка заменяется разными ракурсами: перевернутым, снизу и др. Присоедините к этому моменту еще подробный рассказ, как человек пытается избавить от зависимости, заколачивая входную дверь.

Кадр из фильма «На игле» / kinorium.com

Ну и конечно, фильм бы не стал культовым без отсылок к мировому искусству. Здесь вам и та самая четверка из «Заводного апельсина», которые находятся не в баре «Корова», но очень похожим по стилю клубе «Вулкан». Другая явная отсылка происходит во время прибытия в Лондон, где главные герои пересекают улицу так же, как участники Beatles в альбоме Эбби-роуд. Еще одним приемом для узнаваемости служит музыка, которая тесно связана с образом жизни героев. Так, можно услышать песни исполнителей Лу Рида, Blur, Joy Division

Определенно, фильм актуален на все времена, тому подтверждение вторая часть, вышедшая спустя 22 года. Сегодня эта уже классика, классика, которая говорит нам, что проблемы нашего общества и культуры никуда не ушли, а людям все тяжелее находить гармонию с общепринятыми рамками, из-за которых им хочется покинуть социум. Но, если ты покинешь социум, тебя ждет забвение, а победа над всеми недугами дает надежду на лучший выбор будущего.

Категория 18+