Никита Соловьёв       13.04.2021 18:00      

Всемирный день рок-н-ролла

Как одно направление в музыке смогло поменять общественный порядок вещей, искусство и стиль жизни.

Элвис Пресли / WallBox

Принято считать днем отчета начала великой новой культуры — 13 апреля. В этот день в 1954 году Билл Хейли записал сингл «Rock Around The Clock», которому было суждено стать одним из символов нового течения. На деле же, котел бурления начался намного раньше, еще во времена  «Великой депрессии», когда мыльный пузырь эстрадных артистов от переизбытка лжи разлетелся на части. Люди, конечно, были рады «Микки Маусу», «Унесенным ветром» или очень юной актрисе Ширли Темпл, но экранное восприятие никак не складывалось с действительностью. То же самое происходило и в музыке, которая часто становилась экспериментальной, подпольной, местной. Теперь люди сами пытались записывать и продавать музыку, пытаясь дать отпор надоевшему джазу, провластной попсе, народным песням и заплесневевшему романсу, переосмысляя как содержание текстов, так и разрабатывая новое звучание. Поначалу радиостанции и телевидение  повсеместно заявляли о том, что рок-н-ролл разрушит Америку, и призывали бойкотировать этот стиль, но вскоре стало очевидным, что новый тренд выгодней поддерживать, нежели накладывать на него цензуру.

Кстати, отсюда можно отчитывать и эпоху постмодерна. Помимо музыки и кинематографа создавались новые течения в литературе, которые позже стали фундаментальной философией рок-течения. Европейский  экзистенциализм и  поколение битников заставили пересмотреть свое существование тысячам, если не миллионам подростков.

Майкл Макклур, Боб Дилан и Ален Гинзберг / Thewalkoffame.it

Новая молодежь, как черная, так и белая ловко учила танцевальные движения Элвиса и Чака Берри, подпевала Бобу Дилану, высоко подбрасывая остросоциальные проблемы. Их гитарная волна задала темп новым исполнителям, которые вскоре запустили культурную революцию — контркультуру. Сам же  рок-н-ролл, в классическом его понимании, кончился  в 60-м,  когда Литл Ричард решил  оставить поп-музыку, Элвиса Пресли призвали в армию, а Чак Берри был приговорён к тюремному заключению.  Теперь многотысячная армия студентов создавали в университетских корпусах свои субкультуры, переродившиеся позже, в конфликте с государством, в контркультуру.

Многими контркультура в то время расценивалась как нечто антикультурное, движущее общественность в неправильном направлении. Несмотря на тысячи угробленных судеб, зверские убийства «семьи Мэнсона» и огромную проблему наркотиков, контркультура стала прорывной силой, обратившейся к новой морали, философии и взгляду на жизнь, которые все еще актуальны. Именно в эту эпоху субкультур битников, хиппи и ситуационистов начинают решаться проблемы расизма, свободы личности, границ сексуальности, права меньшинств, решение которых, требовалось еще почти полвека назад, со времен создании Франкфуртской школы социологии.

Танцующие хиппи / wsj.com

Возвращаясь к музыке, нужно отметить тот факт, что рок-н-ролл повлиял почти на все современные жанры. Вряд-ли бы мы узнали о Майкле Джексоне, который изначально играл со своими братьями в ритм-энд-блюзовой и рок-н-рольной группе «The Jackson 5», возможно бы ливерпульская четверка не взяла гитары, не увидев Элвиса, попросту не появилось бы множества популярных в наши дни музыкальных направлений.

Схема развития рок-жанров / sevenfree.ru

В современном мире рок-н-ролл мертв как жанр и эстетическая форма, но как философия и стиль жизни он сохранился и до сегодня. Его функцию теперь выполняет хип-хоп, который среди молодежи превратился в легитимное высказывание. Вспомните, сколько раз вы уже слышали, что «Рэп – это новый рок», хотя кроме как выделяющегося внешнего вида и какой-то небольшой части контркультурной деятельности больше сходств не имеет. Мы конечно можем сравнить Янку Дягилеву и Монеточку, потому что тематика текстов очень даже похожа, да и инструментала последняя не чурается. В конце концов, почему Face не тот же Летов, а Oxxxymiron не  Макаревич или Шевчук?

Группа «Гражданская оборона» / regnum.ru

Говоря о местном влиянии, нужно отметить течение «сибирского панка», который смог отразить все глубинные переживания и проблемы российского народа, его быт и культуру. Хоть  центром сибирской вселенной  и был Егор Летов с его «Гражданской обороной», не менее важными панк-столицами были Тюмень и Новосибирск с коллективами «Инструкция по выживанию», «Кооператив Ништяк», «БОМЖ», «Путти»,  «Культурная революция» и другие. Слух о панк-волне из холодной Сибири стремительно расходился по всей стране, привлекая народ жужжащим звуком, сорванным голосом и депрессивным текстом, который бил по текущей действительности. Музыканты не боялись вставить резкое словцо, их тексты порой были неполиткорректными, а концерты часто прикрывались усилиями милиции. Сегодня такое андеграундное явление не пользуется популярностью, а на слуху остался лишь один Летов, которого в последнее время пытаются коммерциализировать.