Кино       Никита Соловьёв       01.09.2021 20:00      

Виртуальный экзистенциализм: фильм «Главный герой», где созданный из кодов персонаж онлайн-игры осознает себя человеком

По ходу фильма авторы критикуют капитализм, подшучивают над студией и изобилуют поп-культурой.

Кадр из фильма «Главный герой» / kinopoisk.ru

Никогда не думал, что фильм, предназначенный для зумеров, придется по душе и мне. Опасения к игровым фильмам, таким как «Пиксели», «Трон» или «Джуманджи» (последние две части) были неспроста, ведь ни один из этих фильмов не смог задеть зрителя за живое. Все сводилось к развлекаловке, но стоило немного придать смысла и значению такому фильму, как вдруг оказалось, что Disney умеет рассказывать историю, не делая сиквел из неудачных предшественников. Хотя опять же относительно, не будем забывать об успешно коммерческой студии и поиронизируем над этим чуть позже, а пока окунемся во FreeCity.

FreeCity – игра, в которую залипают все. Ее название созвучно с градостроительной песочницей SimCity, а ее геймплей приближен к GTA Online. И как в той же GTA в ней присутствуют NPC (персонажи в игре, которыми нельзя играть пользователю, если проще, то это просто боты). С одним из NPC мы и знакомимся в самом начале. Его зовут Парень (Райан Рейнольдс), он работает в банке, любит кофе, мороженое со вкусом жвачки и голубые рубашки. Да-да, голубые рубашки, намекающие на игру слов в английском языке: Guy – парень, а Gay – гей. Что-то в этот раз нетолерантненько от Disney. Хотя, возможно, здесь и не было злого умысла, а все голубое – отсылка к синим воротничкам. У нашего парня также есть приятель, который работает охранником в этом же банке, и вы не поверите, но его зовут – Приятель. И все бы вроде ничего, если рассматривать это в рамках игры, но сами NPC чувствуют себя людьми…

Кадр из фильма «Главный герой» / kinopoisk.ru

Увлекательный «Главный герой» продолжает традиции культовых антиутопий, но главная мысль, которая не будет покидать вас при всем просмотре фильма. «где-то я уже это видел». И вы будете правы, потому что Джим Керри уже выбирался из вымышленного мира телесериала в фильме «Шоу Трумана». Теперь же вместо сериала представлена игра, а вместо человека – чувствительный NPC, у которого есть свое коронное выражение. Если  Труман постоянно говорил своим соседям: «Доброе утро! И на случай, если я вас больше не увижу, добрый день, добрый вечер и доброй ночи!», то Парень же всем желает не удачного дня, а замечательного.

И по ходу развития сюжета Парня действительно жалко, он ведь чувствует, что что-то не так, а когда внезапно встречается с таинственной незнакомкой – его, как бы это странно не прозвучало, сознание буквально заставляет его познакомиться с ней. Чувство любви к той, с которой он никогда не встретится, ведь она живет в реальном мире.

Отдельными темами в фильме является и чрезмерное насилие, и жестокость в мире. Ведь, несмотря на преступность на улицах, каждый пользователь заходит нещадно «мочить» компьютерных персонажей. И этим фильм показывает, что даже геймер видя возможность безнаказанности и власти, готов воспользоваться этим и ограбить банк, где трудится тот самый Парень. Другим моментом этой темы является и то, что запрограммированный Парень решает зарабатывать свой уровень не убийствами и грабежами, а добрыми поступками, что просто поражает всех геймеров. Парень приэтом не зациклен на каких-либо политических или социальных убеждениях, он просто хочет спокойствия и идиллии, что заставляет думать о правильном векторе фильма.

Кадр из фильма «Главный герой» / kinoafisha.info

Присутствует здесь и рассуждение о том, может ли стать машина человеком. Это было еще в «Терминаторе», но лучше в пример провести «Бегущего по лезвию», а именно его вторую часть, которая рассуждает, что значит быть человеком. Парень выполняет функцию манекена, вещи, являющимися частью развлечения виртуальной реальности, и принимает свое незатейливое имя. Приэтом он чувствует себя человеком, у него есть чувства и желание развиваться, а не выполнять только один скрипт. Как и в «Бегущем по лезвию 2049» репликант по имени Кей становится более человечным, чем непосредственно сам человек, так иронично этот прием используют создатели «Главного героя».

На этом сценаристы с иронией не закончили. Сатирическая роль Тайка Вайтити, который принял образа геймдизайнера, укравшего код игры у своих старых друзей и партнеров, заработав на этом состояние. Антуан на волне успеха любыми способами хочет заработать еще больше денег, выпустив сиквел к игре. Интересно, с какого человека из студии Disney позаимствовали образ Антуана, ведь студией уже обозначены несколько ремейков, которые выйдут в ближайшие несколько лет: «Русалочка»; «Питер Пэн» и «Меч в камне». Внутреннее сравнение со студией перенесли и на внешнее, и вот очередной едкостью стала сама игра FreeCity. Прототипом игры стали Соединенные Штаты, где наслаждение жизнью все время омрачается очередными звуками выстрелов, это как бы намек, что здесь и не пахнет лучшей жизнью на всей Земле.

Кадр из фильма «Главный герой» / kinoafisha.info

В конце свобода парня в своем мире оказывается под сомнением, как и все его действия, более того, они даже не имеют смысла. Хоть фильм и направлен на развлечение, но сопровождающие меня эмоции при просмотре фильма являлись: печаль, грусть тоска (далее спойлер). Вот так начинаешь проникаться героем, а он  всего лишь является электронным признанием в любви той самой таинственной незнакомке от ее друга и по совместительству разработчика FreeCity.

Пожалуй, «Главный герой» для меня стал самым удачным фильмом про игры. Он несложный по восприятию, его могут смотреть люди разного возраста, в меру веселый, и вместе с тем в нем прослеживаются драматичные моменты, которые не раз заставят вас порефлексировать.

Категория 16+