Кино       Никита Соловьёв       25.07.2021 20:00      

«Вьетконговцы не катаются на серфе»: как «Апокалипсис сегодня» вбил крышку гроба авторскому кино

Выстраданный фильм Фрэнсиса Форда Копполы о войне, страхе и ужасе, который невозможно забыть.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» / alternateending.com

Современному зрителю знакомы фильмы о войне во Вьетнаме, особенно по многочисленным мемам и цитатам из культовых сцен. «Апокалипсис сегодня», безусловно, находится в лидерах по узнаваемости, чего только стоит монолог недосерфера подполковника Килгора про напалм. К сожалению, сам фильм, обладая  культовым статусом, не так широко был представлен в прошлом и стал популярным только с выходом режиссерской версии в 2000 году, которая и подогрела новый интерес. 

Запоздавший на несколько лет «Апокалипсис сегодня» оправдался, выбравшись за счет своей концепции, в которой Вьетнам играл второстепенную роль. Так, незадолго до премьеры ленты Копполы зритель увидел такие фильмы «Нового Голливуда» как «Таксист», о ветеране Вьетнамской войны и его проблемах с современным социумом, и  более схожий с «Апокалипсисом» «Охотника на Оленей», который отразил процесс разрушения психического состояния солдат, побывавших в боевых действиях. Пока мир смотрел разоблачающие фильмы о ненужной войне во Вьетнаме, локации «Апокалипсиса» в Филиппинах превратились в свою внутреннюю войну. Тайфун испортил и потопил все декорации,  Чарли Шин потихоньку спивался и перенес инсульт, Брандо приехал в неподобающем виде и отказался учить текст, Коппола заложил все имущество и сходил с ума, а остальная группа сидела на алкоголе и наркотиках. Подробнее весь ужас съемок вошел в документальный фильм «Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста».

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» / rpgcodex.net

Таким образом, планируемые трехнедельные съемки затянулись на целый год. Казалось, что ничем хорошим это не кончится, но фильм удалось завершить, да еще и задать планку актерской работы, которой бы позавидовал сам Станиславский. Открывающая сцена задает темп и эмоциональную атмосферу, которая не отпустит до самого конца. Своего рода, фильм, который строился по повести «Сердце тьмы», трансформируется в эпос с безликими героями, отображающими в себе сразу несколько миров.

Первый мир ужаса представляет капитан Уиллард, которого преследуют кошмары войны в номере отеля. Думаю, что после предыстории со съемочной площадки никого не удивит, что актер и правда был пьян и находился в неадекватном состоянии. Параллельно с буйным приступом капитана идет склейка с ударом напалма. Визуальной метафорой зритель еще больше понимает состояние героя, которому теперь никогда не убежать от войны. Дополнительная нагрузка мрачности и тяготы дополняется с помощью песни «The End» группы Doors, без которой бы фильм терял шарм безумия и отчаяния.

Нагоняя беспросветный мрак и депрессию, Коппола не отступает от задумки абсурдности военных действий во Вьетнаме. Все задание капитана Уилларда, которому поручают убрать свихнувшегося полковника, перешедшего на сторону джунглей, пропитано абсурдизмом. Уиллард поэтапно, словно проходя круги ада, видит бессмысленность не только своего задания, но и войны в цивилизованном мире в целом. Его окружают молодые представители хиппи, уходящие в дурман в самый ответственный момент, командиры, штурмующие очередной остров, дабы поймать нужное направление ветра для любимого серфа, аттракционы с моделями для поднятия духа. Все проявления звериных инстинктов пробуждается в человеке от цивилизации. Уиллард каждый раз устрашается кровавыми картинами, принесенными его страной. Чем дальше продвигается катер по реке, тем все ближе к истине приходит Уиллард. Через постоянное изучение  секретного досье Курц становится проводником Уилларда к  истине: убийцы послали убийцу убить убийцу. Все построено на истребление нами таких же людей для кого-то.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» / kinopoisk.ru

Развязка фильма происходит во втором мире ужаса, на острове полковника Курца, которого Коппола наделил философией Ницше. Полковник появляется в конце, а по ходу сюжета мы узнаем лишь некоторые факты из биографии. Являясь идеальным американским военнослужащим, с кучей наград, он возвращается на службу, но с каждым днем его жестокость усиливается. О его зверствах становится известно начальству, и Курц уходит для того, чтобы стать вождем племени. О пережитом ужасе в рядах американской армии он рассказывает и Уилларду, отмечая, что у вьетнамцев сила воли намного крепче. Поэтому он пришел к власти сильных, чтобы стать свободным, чтобы принести свободу. Его доброе намерение создать новый мир превратились в очередную цивилизацию насилия, потому что другого существования он и не знал. В лице Уилларда Курц видел преемника, который понял все тайны войны и готов уступить ему свой трон. Но готов ли к этому Уиллард? Или же это очередной алкогольный трип, и все причудилось в гостиничном номере?

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня» / kinopoisk.ru

Разгадку фильма каждый может придумать свою, атмосфера же затронет даже непоглощенного в повествование зрителя. Помимо смысловой нагрузки фильм то и дело завораживает своими сценами беспорядочных боев и красивых пейзажей. Чего только стоит эпизод вертолетной атаки в сопровождении композиции Вагнера «Валькирия», которая вошла в самые узнаваемые сцены Голливуда.

К сожалению, «Апокалипсис сегодня» не оправдал свои затраты, а параллельно вышедшие «Звездные войны» Джорджа Лукаса предзнаменовали новую эпоху «блокбастеров». Вектор направления сменился на массового зрителя, и продюсеры перестали выделять безумные деньги на рискованный авторский сценарий. Конечно, такой исход был необратим, но кажется, что весь кошмар съемок «Апокалипсиса» натолкнул студии на новые реформы.
Категория 18+