Кино       Никита Соловьёв       11.07.2021 20:00      

«Трое взаперти». «Мечтатели» Бертолуччи как панегирик своей синефильской молодости

О политике через личное, социальное через сексуальное, революционное через кинематографичное. Как «Мечтатели» раскрывают дух времени, ностальгируя о синефильских запоях в кинотеатре, и передают важный посыл новому поколению.

Кадр из фильма «Мечтатели» / timeout.ru

«Мечтатели» - предпоследний фильм Бернардо Бертолуччи и, наверное, самый известный массовому зрителю. Узнаваемость картине принесли не только его ностальгия по временам своей молодости и именной почерк автора, взявший свое начало у Пьера Паоло Пазолини, но и молодые актеры, которых после «Мечтателей» мы будем часто наблюдать и в других известных фильмах.

Бертолуччи преподносит своих «Мечтателей» как часть мировой и частной истории, расширяя спектр подачи информации, он увеличивает способность зрителя понять фильм в отличие от другого своего именитого фильма «Последнее танго в Париже». Так, в начале фильма нам становится понятно, какой конфликт находится в центре повествования, а именно конфликт поколений и новые ценности молодежи во время демонстраций 1968 года во Франции. Параллельно демонстрируется хроника совместно с пересъемкой реальных событий «Красного мая», добавляются разговоры о Вьетнаме, любви и революции.

Становится очевидно, что наши герои - собирательный образ того времени. Бертолуччи зеркалит персонажей из фильма «Жюль и Джим», создавая любовный треугольник. Только теперь вместо белокурого австрийца Жюля в Париж приезжает американец Мэттью.

Кадр из фильма «Мечтатели» / kinopoisk.ru

Выбор приезжего американца, изучающего кинематограф, тоже неслучаен. Режиссер сравнивает Мэттью с Голливудом, подчеркивая его ограниченность в высказывании чувств, а также неопытность и скованность юноши при соприкосновении с новыми формами, которые отражаются в его новых друзьях. Символично, что Мэттью подвергается новому влиянию, как это вскоре сделает и Голливуд, отказавшись от устарелого кодекса Хейса. На этом Бертолуччи не останавливается и полностью начинает копировать сцены из культовых фильмов «Новой волны». Наши «Мечтатели» словно оказываются в мире кинематографа, пытаясь подражать не родителям, а звездам кино. Тео мнит себя мыслителем и бунтарем без причины, а Изабель играет роль роковой женщины и боится показать свой истинный облик, не давая Мэттью сблизиться с ней. Фантазируя, наши герои все дальше уходят от реальности, а отъезд родителей только усугубляет ситуацию. Освободившись от лишних взглядов, «Мечтатели» начинают познавать себя через сексуальность. Бертолуччи закладывает в их отношения новые темы кино, которые ранее были табуированы: свободная любовь, любовь втроем, нудизм. Также методом любви режиссер сравнивает происходящее на улице с миром «Мечтателей». Половой акт сменяется жестким разгоном бастующих, а поцелуи рифмуются с сюжетами о новых демонстрациях. Сексуальная свобода – прямое продолжение политического протеста. Здесь Бертолуччи показывает необратимость перемен. Ведь даже если люди не отстаивают свои права на улице, то их революция происходит дома, в себе.

Кадр из фильма «Мечтатели» / kinopoisk.ru

Главную мысль фильма Бертолуччи высказывает в сцене, когда «Мечтатели» ужинают с родителями. Отец Изабель и Тео говорит: поэзия – это петиция, а петиция – это поэзия. Для него две формы культурного и политического – есть одно целое. «Мечтатели» же отвергают эту теорию, и живут, не выходя из квартиры, тратя родительские деньги и поглощая запасы вина. Для них революция становится чем-то романтическим и приключенческим, пока огромный булыжник, словно снаряд из артиллерийского ружья, не вторгается в их синефильский мир иллюзий. Выйдя из своей запертой обстановки, оказывается, «Мечтатели» поняли, что были оторваны от волны протеста. Им приходится делать выбор, который не будет продиктован отрывком сцены из любимого кино. В решающий момент режиссер развеивает их наивный мир волшебства, списанного с киноэкрана, показывая им, кто они есть на самом деле.

«Мечтатели» не просто фильм про одну из многочисленных эпох с ее историей потерянных людей. Это зеркальное отражение нашей действительности, которой суждено повторяться. Ведь прежде, чем что-либо предпринимать и вступать в политические споры, нам нужно осознавать, неотъемлемой частью какого мира мы являемся.

Категория 18+