Кино       Никита Соловьёв       06.06.2021 20:00      

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Чудовищный эксперимент с чрезвычайно опасными веществами.

Наркопоэтика, гонзо-журналистика и символизм. Разбираемся в культовости фильма о Хантере Томпсоне.

Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» / kto-chto-gde.ru

«У нас было 2 пакета травы, 75 таблеток мескалина, 5 упаковок кислоты, полсолонки кокаина и бесконечное множество транквилизаторов всех сортов и расцветок, а также текила, ром, ящик пива, пинта чистого эфира и амил нитрат. Не то чтобы это был необходимый запас для поездки, но раз уж начал коллекционировать дурь, то сложно остановиться...». Всем известная фраза, родившаяся на закате молодежных субкультур, продолжает жить в искусстве. Она принадлежит Хантеру Томпсону, наверное, самому неоднозначному и сумасбродному журналисту, который создал новый жанр журналистики – «гонзо».

Еще до того как Хантер Томпсон выстрелил себе в голову из охотничьего ружья, а Джонни Депп не погряз в вечности с капитаном Джеком Воробьем, мир увидел один из самых культовых и в тоже время глубоких фильмах о наркотических трипах. Невероятно увлекательная история о харизматичном и немного неадекватном журналисте с бешеным, или как говорил сам Хантер, «слишком диким, чтобы жить, слишком редким, чтобы сдохнуть», адвокатом Оскаром Акостой.

Зачем и для чего они едут в чертову пустыню, объясняет только их психическое состояние, которое неизбежно пытается откусить, впитать или вдохнуть своими обонятельными рецепторами вкус «американской мечты». Пробиваясь по пустынной тропинке, наполненной галлюцинациями, фильм вбрасывает символы, фразы, предметы, которые помогают разгадать ребус происходящего положения. Еще больше привлекает внимание то, что главный герой и сам символ бурной эпохи движения хиппи. Хантер Томпсон здесь такой же культовый герой как Индиана Джонс или Мартин Макфлай, но только реально существовавший. У него нет кнута или самозавязывающихся  кроссовок, их место занимает вечно торчащий изо рта мундштук, прикрывающие глаза очки «авиаторы» и фиксирующая безумную историю на бумагу  печатная машинка.

Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» / funart.pro

Но не субкультурой един этот фильм, помимо музыки, веществ и сленга, отсылающих в страну несбывшихся надежд, зритель видит репортажную работу в нестандартном формате. Символично, как жанр «гонзо-журналистики» соответствует происходящему на  экране, где событие лишь фон, где нет цензуры, где обрывочные мысли автора и эмоциональность берут вверх над логическим и выверенным повествованием.

За последнее время мало таких фильмов, которые с точностью переносят дух определенной эпохи в сердце зрителя. Недавно это смог сделать Тарантино с «Однажды в Голливуде», но этот образ более визуальный, образ молчаливый, в котором нет посторонних голосов в голове и в котором явно не хватает поэтичности. «Страх и ненависть» определенно прокачена на лингвистическом уровне благодаря книге «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». В оригинальном произведении сохранен не только своеобразный индивидуальный стиль автора, но и специфика языка всего поколения, наименования предметов, действий и образов. Где «наци» – полицейские, а так называемые «хитчхайкеры» представляют собой бродяг, передвигающихся автостопом. Где по трассе мчатся «Красные акулы» и «Черные тени», а имена встречающихся персонажей все время хотят тебе вложить в голову дозу «промокашки» с субкультурным кодом, который разносится эхом пулеметной очереди, голосом ведущего радио и песней в исполнении Rolling Stones.

Сюжет и повествование фильма похожи на ритуал, старая классика Данте с походом в царство мертвых с проводником Вергилием. Здесь круги ада равняются названию вещества и степенью опьянения наркотиком, уносящие героев в танец грез. Проходя этот путь изнутри, герои постигают вечный ритуал наркомана, неудавшегося искателя, который поверил и решился испытать рай кислотной культуры. Как обычно это и бывает, все оказалось совсем другим, более мрачным, более ужасным и отвращенным. Все, во что верило поколение, оказалось иллюзией, затяжным трипом, после которого местные бродяги устроились на работу клерками. Забавно наблюдать, как в новое время наркотики принимают более поверхностное значение. Теперь каждый из популярных авторов должен добавить эту тему в свое творчество, демонстрируя яркие картинки. Кстати, отсылку на «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» можно найти в клипе исполнителя The Weekend.

Кадр из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» / funart.pro

В итоге зритель получил отличную экранизацию произведения Хантера Томпсона. Конечно, творческий стиль автора и его мысли развернуты и изложены в книге намного интересней, что непременно ставит ее выше фильма, но визуальная картинка и игра актеров хорошо дополняют печатное произведение. Если же смотреть на экранизацию отдельно от книги, то вас ждет увлекательный приключенческий и смешной фильм про двух торчков, борющихся с чудовищами, созданными их мозгом. Поэтому, у фильма нет ограничений, его можно смотреть, как людям, интересующимся историей, культурой или же журналистикой, так и простому зрителю, далекому от творчества.

Категория 18+