Культура       Никита Соловьёв       25.08.2021 19:00      

«Спасение в творчестве»: как выставка «Ковчег и другие спасательные средства» Сергея Перепелкина может прорвать вас на эмоции и вдохновить на новые идеи

Фото / Никита Соловьев

Честно признаться, в изобразительном искусстве я разбираюсь плохо, даже на уровень любительского интереса не претендую. Тем не менее, столь интересное и необычное название выставки «Ковчег и другие спасательные средства» подтолкнуло меня узнать, что это за средства и зачем их показывать. На удивление, выставка принадлежит любителю, а не профессиональному художнику. Создатель художественных экспонатов Сергей Михайлович Перепёлкин родился в Ялуторовске, а позже поехал учиться в Тюмень, где закончил художественно-оформительское отделение Тюменского училища искусств. Дальнейшее обучение продолжил в Екатеринбурге, где закончил факультет искусствоведения и культурологии Уральского Государственного университета. После этого Сергей пришел на работу в Тюменский театр кукол, где  работает и сегодня главным художником.

В музейном имени И. Я. Словцова можно увидеть множество работ Перепёлкина, начиная с конца 90-х до текущего года. Работы сделаны на разных поверхностях и различными красками. Можно встретить рисунки из акриловых и масляных красок и даже экспонаты созданные тушью. Каждая работа – это либо отражение природного пейзажа нашей области, либо глубокая абстракция, которую вряд ли можно объяснить.

Фото / Никита Соловьев

Названия работ тоже просты и будут понятны любому: «Прогулка», «Оттепель» или «Роща». Местные колориты, впитавшиеся в бумагу художника, выплескивают новыми красками, заставляющими человека поностальгировать о прошлом. Вот, например, «Снежное утро», на котором изображен деревянный домик с проходящими мимо мужчиной и собакой. Мне, как человеку, который ненавидит зиму, смотря, на эту картину, захотелось, чтобы выпал снег. Настолько красивая экспозиция, которая возвращает меня в детство, когда в Тюмени было нормальным, что возле центра находились именно такие маленькие дома, где бегали или сидели на цепи эти собачки, когда вместо дороги протаптывались тропинки, а эти домики скрывались под снегопадом. Я представил, как бы я жил в этом домике, топил печь, Конечно, сейчас такое тоже можно увидеть, но вот внутреннее чувство будто говорит, что мы стали черствей.  

Фото / Никита Соловьев

Но это все припадки ностальгии, помимо природных пейзажей Тюменской области можно окунуться в иную культуру, например в итальянскую. Я как любитель Италии, в которой никогда не был, проникся работами Перепёлкина из его поездки в Венецию. В голове вспоминается Бродский с отрывком стиха: «Адриатика ночью восточным ветром канал наполняет, как ванну, с верхом». Кстати, Венеция в картинах автора не совсем радужная, в ней присутствует какая-то загадочность, скрытая туманом, но в тоже время проглядывается та жемчужина, заложенная в архитектурное искусство города. В общем, если бы я был писателем и решил написать роман, где действие происходило в Италии, то спокойно мог бы взять картины Перепёлкина за основу. По крайней мере, Кафке удалось описать США, в которых он не был в своем произведении «Америка» (второе название «Пропавший без вести»).

Помимо зацепивших меня произведений, стоит отметить, что все экспонаты на вкус и цвет. Здесь и различная тематика, и размах в стилях живописи: кубизм, футуризм, экспрессионизм и наверно много того, что я в силу знаний не смог заметить.

Вот просто посмотрите, как он изображает школьную учительницу в картине под названием «Весна пришла». Это же то чувство, которое испытывал любой школьник, особенно невыполнивший домашнее задание. Эта учительница становится перед нами в этот момент больше, будто ростом с баскетболиста Шакила О’Нила (216 см). Темный оттенок кабинета, опять книги и рабочие тетради, но в тоже время осенний и манящий ветер свободы, дующий из окна, который зовет тебя на улицу, отвлекая от школьной рутины.

Фото/ Никита Соловьев

Как уже выше говорилось, на выставке представлено очень много пейзажей и множество картин связанные с морской тематикой. И я не знаю, почему именно вода, связанно ли это с очищением, успокоением или вечностью, хотя я выбрал для себя последний вариант, но это не главное. Самое важное, что эти картины, простые картины заставляют тебя погрузиться, отвлечься и подумать – а это знак отличного искусства.

Поэтому всем желающим посетить выставки в музейном комплексе имени И. Я. Словцова, советую зайти на «Ковчег и другие спасательные средства», походить или посидеть хотя бы полчаса в этой комнате. Не только потому, что за 5 минут невозможно все посмотреть, а затем, чтобы искусство смогло на вас подействовать. Выставка работает с 13 августа по 10 октября на первом этаже. Стоимость входа 100 рублей. Для льготных категорий граждан вход свободный.

Возрастное ограничение 0+