Кино       Никита Соловьёв       05.05.2021 18:00      

«Собака без кости»: как «Земля кочевников» рассказывает о людях, оставшихся на обочине жизни.

Победитель «Золотого глобуса», «Венецианского фестиваля» и «Оскара», повествующий о жизни в дороге без обязательств и удобств.

Кадр из фильма «Землся кочевников» / kinopoisk.ru.

У режиссера «Земли кочевников»   Хлои Чжао не было шансов остаться без кинонаград, обращая  внимание на революционные критерии кинофестивалей. Новый фильм поет дифирамбы феминизму и проходится по американской социальной системе, которая, оказывается, не самая лучшая, сильная и надежная. Она вскрывает всю подноготную из жизни брошенных капиталистической системой граждан, проживающих жизнь в своих фургонах.

Интерес к созданию картины появился благодаря книге Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века». Ее сюжет полностью отображается в фильме, а идея экранизации пришла не  Хлои Чжао, а Френсис Макдорманд, которая приобрела права на роман, а позже и сыграла главную роль в фильме.

Главная героиня Ферн в исполнении Фрэнсис Макдорманд, в роли этакого «Беспечного ездока» Питера Фонды, в поисках истиной свободы, хоть ее герой и не является участником субкультуры. Таких как она называют «кочевниками», в России это слово преобразовалось бы в «бездомного». Ее маленький город с символичным названием Эмпайр потерял свой главный источник дохода — завод по изготовлению гипсокартона, а рабочие остались без средств к существованию. Так, страна желающая уравнять всех людей по национальностям и финансовому достатку, оставила героиню с пригоршней долларов.

Кадр из фильма «Землся кочевников» / regiondv.com

В надежде найти работу Ферн покидает родной Эмпайр в поисках новых мест, но каждый раз ей говорят, что с работой сейчас все трудно. Плечом к плечу она встречается с такими же кочевниками, вместе с ними выполняет сложную работу в различных местах, будь это склад компании Amazon, придорожное кафе или заправка. Также Ферн изучает их привычки и стиль быта, который демонстрируется в не самых привлекательных кадрах, от туалета на улице до постоянных обедов полуфабрикатами и проблемами с гигиеной. Не забывают кочевники и о своем рынке, устраивая барахолки на обочине.

Удивительно, как Хлои Чжао преподносит этот фильм, в котором идеально сочетаются художественность и документалистика, ведь помимо актрисы Фрэнсис Макдорманд и играющего роль влюбленного кочевника Дэвида Стрэтэйрна, остальные люди, находившиеся в кадре, не являются профессиональными актерами. Например, Боб Уэллс, как описывает его Ферн «похожий на Санта-Клауса», является создателем движения Cheap RV Living, проповедующим номад-философию. Вы можете найти его канал на YouTube, где он показывает свою жизнь и дает советы людям, решившимся продать свое имущество и пуститься в вечное путешествие. Удивительно и то, как персонажи наподобие Боба Уэллса демонстрируются зрителям. У них нет политических взглядов, идей и лозунгов. Эти люди не говорят о правительстве, которое их и заставило жить в нечеловеческих условиях. Они, как назло, другие — дружелюбные, вежливые, оптимистичные и, конечно, свободные.

Кочевник Боб Уэллс / sntch.com

На протяжении всего путешествия, которое так и не подойдет к концу, Ферн получает возможность вернуться в обыденную жизнь, снова иметь дом, семью и любимого человека. Но и здесь Ферн остается верной своему пути, противоположному «Американской мечте». Для нее жизнь в дороге становится не временным решением или приключением, а альтернативным образом жизни. Именно разъезжая по просторам Америки, она находит свое место в мире, скрываясь от ностальгической боли. Здесь, среди полей, каньонов и цветов, среди таких же людей, с которыми уютно и свободно.

Определенно, Хлои Чжао удалось снять глубоко личную для отдельной страны историю, способную затронуть за живое каждого, кто имел проблемы во времена кризисов и обанкротившихся предприятий. Не заставит быть равнодушными и рядовых зрителей с попкорном в руках. Единственное, что такой документальный формат фильма, нединамичный сюжет, не имеющий закрытого финала, подойдет далеко не всем. Фильм не предусматривает ритмичные и насыщенные события, а протяжно пытается напоить зрителя тягостным сиропом, наполненным горькой реалистичностью.

Категория 16+