ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       16.06.2021 10:00      

Седьмой перекрёсток

Поговорим о сезонных особенностях передвижения на велосипедах и самокатах

- Это программа "Седьмой перекрёсток", и сегодня мы поговорим про велосипеды. Они, как и электросамокаты, стали едва ли не полноценной заменой автотранспорта в городах. И вот сегодня мы разберем некоторые вопросы, которые возникают у автолюбителей и велосипедистов в отношении соблюдения правил дорожного движения. Сегодня у нас в гостях Константин Сергеевич Заикин, старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД по Тюменской области. Ну и, конечно, начнем с количества. Насколько много велосипедистов стало?

- Я думаю, все заметили, что количество велосипедистов и не только увеличилось в разы. Это достаточно большой транспортный поток, который требует внимания и упорядочения движения. Причем все эти средства индивидуального передвижения используют не только для прогулок, но и для передвижения на работу, т. к. велосипед или самокат в городской среде удобен и позволяет экономить время. Но, конечно, нельзя забывать про соблюдение правил безопасности.

- А вообще насколько усложняется ваша работа? Меняется ли вообще структура транспортного потока в городе?

- У нас в городе не только растет количество велосипедистов, еще у нас развивается инфраструктура, обустраиваются велосипедные дорожки не только в зонах отдыха, но и на улично-дорожной сети. И, разумеется, мы работаем со всеми категориями участников дорожного движения.

- Любой гражданин, у кого есть достаточное количество средств, может пойти купить в магазине велосипед. По идее, даже ребенок может это сделать даже без присутствия взрослых. Никакого удостоверения водительского ему не нужно. Есть ли какие-то ограничения? Должен ли велосипедист изучить правила дорожного движения?

- Велосипедист, как и любой участник дорожного движения, должен знать те правила дорожного движения, которые к нему относятся и уметь их применять на практике. Важно понимать, что велосипед — это не просто спортивный снаряд или игрушка. Используя подобные средства индивидуального передвижения, вы принимаете ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих людей. Велосипедист обязан двигаться по велосипедным дорожкам. Если она в каком-то месте не предусмотрена, то он движется согласно правилам дорожного движения по правому краю проезжей части и соблюдает все требования правил дорожного движения. Точно так же, как и другие водители. При этом у нас есть в правилах дорожного движения есть раздел, который накладывает особые требования именно к движению велосипедистов.

- То есть, если взрослый человек садится на велосипед и выезжает на проезжую часть, то без знаний правил дорожного движения лучше вернуться на тротуар?

- Конечно, лучше знать правила дорожного движения и уметь ими пользоваться.  Кстати, в случаях, когда велодорожки отсутствуют, а движение взрослого велосипедиста по проезжей части невозможно, тогда велосипедист может двигаться в пределах пешеходной зоны по тротуару. Детям, разумеется, выезд на проезжую часть строго запрещен в любых случаях.

- А если человек не уверен в знании правил дорожного движения, то можно ли ему не ехать по проезжей части, а ехать по тротуару, потому что там гораздо безопаснее?

- Правила дорожного движения допускают движение велосипедистов по тротуарам, но в такой ситуации велосипедист должен понимать и осознавать, что если его передвижение представляет опасность или помеху для пешеходов, то он должен покинуть велосипед и двигаться, чтобы не создавать помех. Важно не забывать, что тротуар — это территория для пешеходов, они там полностью полноправное хозяева. А велосипедист обязан ни в коем случае им не мешать, не пугать их, не создавать опасность.

- Есть еще один очень важный вопрос, касающийся правил дорожного движения. В правилах четко написано, что велосипедные дорожки -  исключительно для велосипедистов. Что делать тем, кто двигается на самокате или электросамокате. Их же становится все больше с каждым годом. Произошли ли какие-нибудь изменения в законодательстве на этот счет?

- У нас прогресс развивается сейчас очень быстрыми темпами. И есть законопроекты, которые направлены на упорядочение движения именно самокатов и не только. Вообще все современных средств мобильности. И я думаю, что в ближайшее время законодательно это отрегулируют. Поэтому здесь хотелось бы призвать людей, которые эксплуатируют эти транспортные средства, осознавать опасность для пешеходов. Ведь электросамокат способен развивать довольно высокую скорость, и в случае экстренной ситуации, нужно уметь вовремя остановиться, чтобы никого не травмировать.

- Давайте вернемся к правилам для велосипедистов. Может ли, например, сотрудник ГИБДД увидеть на дороге на проезжей части велосипедиста остановить и сказать - дружище у тебя нет ни шлема, ни наколенников, в общем, ты никак не защищен, будь добр слезть с велосипеда и продолжать движение уже пешком.

- Требований об обязательном применении такой экипировки на сегодня в правилах дорожного движения нет. То есть, если для мотоциклиста шлем обязателен, то для велосипедиста он рекомендован. Но, разумеется, не стоит забывать, что шлем может сохранить здоровье и даже спасти жизнь.

- А что касается перевозки детей?

Существуют ограничения для велосипедистов, перевозящих детей. Правила дорожного движения допускают перевозку детей только в специальных детских креслах. Само собой, в таком случае велосипедист должен двигаться только по тротуарам либо по велосипедным дорожкам. На проезжую часть выезжать уже нельзя.

- Тут все понятно.  А как быть велосипедисту, который едет по проезжей части по правилам, а водителю в первом ряду нужно повернуть направо с первой полосы. Должен ли автомобилист пропустить велосипедиста? Или наоборот?

- Здесь однозначно правила дорожного движения требуют от водителя предоставить преимущество велосипедисту, который пересекает проезжую часть, на которую водитель собирается повернуть. К сожалению, это правило многие забывают.  А может быть не очень хорошо знают. Об этом нужно водителям нужно помнить. Но при этом велосипедистам запрещен левый поворот на перекрестках, где имеется более двух полос для движения. В таких ситуациях что делать велосипедисту. Если, допустим, он двигается прямолинейно и ему надо повернуть налево. Однако, у велосипедиста есть преимущество, которого нет у других участников дорожного движения. Он всегда может перейти дорогу как пешеход на разрешающий сигнал светофора. 

- Сразу возникает вопрос, как поступать с остановочными пунктами. Ведь в случае остановки автобуса для высадки и посадки пассажиров, велосипедисту уже сложно проехать по краю проезжей части. Как быть?

- У нас в областном центре, как правило, везде разметка имеется и остановочный карман, благодаря которому велосипедисты сохраняют свое прямолинейное движение, и никто никому не мешает. Единственное, хотел бы порекомендовать велосипедистам оборудовать свое транспортное средство зеркалом заднего вида, чтобы эффективнее контролировать ситуацию вокруг себя. И не стоит забывать про слепые зоны у автомобилей и особенно автобусов. Поэтому лучше всего соблюдать дистанцию, не спешить и стараться максимально контролировать ситуацию вокруг.

- Ну что ж, спасибо большое! Мы поговорили сегодня про велосипеды. Их становится очень много на дорогах, и многие велосипедисты не соблюдают правила дорожного движения. Это очень плохо, потому что в первую очередь они подвергают опасности именно себя. Но будем надеяться, что в ближайшем будущем каждый придет к тому, что правила дорожного движения нужно соблюдать, даже если ты просто сел на велосипед. Сегодня у нас в гостях был Константин Сергеевич Заикин, старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД по Тюменской области. Большое спасибо, что пришли, и безопасных вам дорог!