ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       25.03.2021 12:00      

Седьмой перекрёсток

Поговорим о техническом переоборудовании транспортных средств

- Здравствуйте, в эфире программа "Седьмой перекрёсток". Сегодня мы поговорим о деятельности по организации технического надзора и предоставления государственных услуг по линии ГИБДД. Сегодня у нас в гостях Денис Александрович Чикишев, временно исполняющий обязанности заместителя начальника Управления ГИБДД по Тюменской области. Ну и первый вопрос будет касаться темы переоборудование автомобилей. В последнее время довольно много информации о том, что инспекторы ГИБДД особое внимание уделяют тому, как оборудованы автомобили. И если они видят то, что не входит в конструкцию автомобиля, то водителя тут же наказывают. Тут сразу два вопроса. Во-первых, что может водитель переделать в своем автомобиле, не обращаясь в ГИБДД? И что чаще всего переделывают в конечном итоге?

В соответствии с требованием действующего законодательства собственник транспортного средства не должен ничего переделывать в своем транспортном средстве без разрешения Госавтоинспекции. Условно, чехлы на сиденья, оплетку руля, конечно же, можно поставить, но то, что влияет на безопасность дорожного движения, менять запрещается. В техническом регламенте Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств есть определение, что такое внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Это исключение предусмотренных деталей либо установка не предусмотренных конструкцией транспортного средства составных частей элементов, которые напрямую влияют на безопасность дорожного движения.

- Но все равно расплывчато звучит, потому что, например, если я магнитолу решил поменять, то вроде бы это уже нарушение первоначальной конструкции.

Теоретически да, но ключевое здесь - это влияние на безопасность, а магнитола, сами понимаете, никак в этом процессе не участвует.  Но тут есть тонкий момент. Если магнитолу установить с нарушением приборной электроники, то тут уже будет нарушение, которое может в критической момент серьезно повлиять на безопасность.

- Что чаще всего переделывают водители? Не те, которых вы остановили, а которые приходят к вам самостоятельно?

Чаще всего это установка газобаллонного оборудования для перехода на топливо в виде сниженного газа. Ну и еще установка специального устройства, которое представляет собой крюк для возможности буксирования прицепа.

- То есть это исключительно практичные вещи? А как насчет всякого рода украшательств? Бампер, например, более модный поставить или еще что-нибудь в таком духе?

И такое встречается. Чаще всего этим занимаются молодые водители и собственники автомобилей повышенной проходимости. Лебедки, бамперы, лифт кузова, колеса большего диаметра и так далее. Все это, разумеется, нужно делать через наше ведомство. Обязательно нужно все изменения регистрировать в Госавтоинспекции. Через заключение предварительной технической экспертизы. Ее проводят организации и индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы на выполнение данного вида работ.

- Хорошо, а если человек поставил на задний багажник обычный спойлер. Это тоже надо регистрировать?

В настоящее время за спойлер госавтоинспекция старается не привлекать, т. к. спойлер - это незначительное изменение конструкции, на безопасность никак не влияющее.

- Есть еще такое мнение, что как правило переделывают обычно автомобили неказистые, больше отечественные, а вот иномарки почти не переделывают. Максимум поставят спойлер, бампер и все. Так ли это? Какие автомобили чего всего подвергаются переделкам?

В принципе особой разницы нет. Например, газобаллонное оборудование устанавливают и на отечественные, и на иностранные автомобили в равной мере.

- А есть еще интересный вопрос по поводу самоделок. Какой-нибудь мастер на все руки собирает свою собственную машину и хочет ее зарегистрировать. Как это сделать и насколько это хлопотно?

Транспортное средство перед выпуском в обращение проходит сертификацию, получает одобрение типа транспортного средства. Любое такой транспорт нужно привезти в специальную организацию, которая занимается сертифицированием. Это процедура довольно сложная, и пройти все технические пункты довольно проблематично. Передвигаться на таком автомобиле до этой процедуры, разумеется, строго запрещено, так как это может представлять опасность не только для окружающих, но и для самого водителя.

- Давайте к вопросу вреда и опасностей, которые несет конструктивное внесение конструктивных изменений в автомобиль. Какие изменения несут за собой большую опасность? Допустим, человек поменял колеса. Поставил большего диаметра. Разве это критично?

Как я уже сказал ранее, любое транспортное средство перед выпуском его в обращение проходит ряд испытаний и проверок. По итогам которых получает одобрение тип транспортного средства и происходит выпуск его в обращение определенными партиями. При проведении данного рода испытаний завод-изготовитель определяет и прописывает, какие конструктивные узлы должны быть на этом транспортном средстве. Даже касаемо колес - какой радиус, какой размер, какой тип, какой привод должен быть у данного транспортного средства. При определенных условиях, при определенной скорости управляемость может поменяться и даже привести к неприятным последствиям. Поэтому в пункте 7.18 в перечне неисправностей и сказано о том, что необходимо все внесение изменений в конструкцию регистрировать в Госавтоинспекции.

- А были случаи, когда какая-то авария произошла из-за внесения конструктивных изменений в транспортное средство? Случалось, такое когда-нибудь?

Такие факты имеются, так как они все попадают под категорию аварии из-за технической неисправности. На моей памяти несколько лет тому назад на обходе города Тюмени была уборочная пора. У грузового транспортного средства произошло расцепление. Прицеп выехал на встречную полосу, погибли люди. Это произошло из-за того, что головное устройство для сцепки было неисправно.

- Давайте перейдем к водительским удостоверениям. Сколько новых водителей появляется в городе Тюмени и Тюменской области?

В прошлом году в Тюмени было выдано 4 143 водительских удостоверения. По Тюменской области - 6 141.

- А как часто стали пересдавать на права? Есть ли такая статистика, что раньше, допустим, приходили сдавать экзамены десять человек и все десять сразу сдавали. А сейчас десять приходят, пять сдали сразу, пять на пересдачу отправили.

По итогам прошлого года процент сдачи теоретического экзамена с первого раза составил 38,7 %. То есть чуть больше трети сдали теорию с первого раза. В 2019 году процент был чуть больше - 41 %. Что касается процесса сдачи первого этапа автодрома с первого раза, то в 2020 году он составил 53,1 %. В 2019-м -  52,2 %. И сдача второго этапа города - в прошлом году сдали экзамен с первого раза 23,5 %. В 2019-м - 27 %в.

- То есть, в целом, результаты стали хуже. С чем это связно?

Я считаю, что это связано с качеством подготовки кандидатов в водители учебными организациями. Возможно таких организаций стало больше, возросла конкуренция. Школы стали пытаться снизить стоимость обучения, чтобы привлечь как можно больше клиентов. Отсюда и падения качества обучения.

-  А как по вашим наблюдениям, кому проще сдавать на права? Представителям мужского или женского пола? Такой извечный гендерный вопрос.

Конкретной статистики у меня нет, но по личным наблюдениям могу сказать, что девочки более усидчивее и лучше сдают теорию, а мальчики более стрессоустойчивее и практика в городе им дается легче. Но это сугубо индивидуально. и какой-то прямой зависимости нет.

- Ну что ж, большое спасибо, что пришли! Напомню, что сегодня у нас в гостях был Денис Александрович Чикишев, временно исполняющий обязанности заместителя начальника Управления ГИБДД У по Тюменской области. Приходите еще!