Новости       Денис Кораблев       06.03.2021 09:00      

Седьмой перекрёсток

Поговорим о специальных мероприятиях, на которых проводятся эксперименты, изучающие поведение автомобиля в сложных погодных условиях

В октябре прошлого года Управление ГИБДД по Тюменской области на автодроме ДОСААФ в районе Метелево провело мероприятие, на котором происходил замер тормозного пути различных автомобилей на сухом и мокром асфальте. Подробнее о целях мероприятия рассказывает Владимир Соколов, представитель Федерации автомобильного спорта Тюменской области.

В этом эксперименте мы показываем, каким образом и какое расстояние отводится торможению на сухой и мокрой дороге. У нас четыре транспортных средства: мотоцикл, легковой автомобиль, джип и грузовой автомобиль. Легковые автомобили и мотоцикл применяют торможение при скорости 60 километров в час, а грузовой автомобиль на скорости 40 километров в час.

- Зачем мы проводите подобные мероприятия? Ведь автомобили существуют уже 150 лет, и уже не одну тысячу раз тормозной путь был замерен разными людьми в разных странах.

Мы считаем, что наша основная задача - не выявление каких-то технических значений, а привлечение внимание автолюбителей к дорожной безопасности. Лишний раз напомнить, что тормозной путь весьма немаленький.

- Какое расстояние до препятствия наиболее оптимально для торможения?

Я считаю, что 4-5 метров - это оптимальное расстояние для безопасного торможения в большинстве случаев. 

- Это вы про автомобили, а как обстоит дело с мотоциклом? Там же помимо дистанции для торможения еще нужно в седле удержаться.

Очевидно, что управлять мотоциклом в разы сложнее. Сейчас у меня сын учится, и по новым правилам сдавать на права управлением мотоциклом можно только с восемнадцати лет. И это правильно, т. к. статистика травматизма на мотоциклах гораздо выше, чем на автомобилях. Поскольку не только сами мотоциклисты нарушают, но и водители легковых автомобилей их просто не видят.

- Как часто проводятся такие мероприятия.

Это мероприятие мы проводим впервые, но в дальнейшем хотим запустить полноценный цикл, чтобы обратить внимание всех водителей, мол, давайте жить дружно с правилами дорожного движения в нескучной форме.

- А результаты окажутся где-то в статистике? Или может быть повлияют на правила дорожного движения.

Я думаю, что нет, т. к. правила у нас написаны уже давно, и менять их уже никто не станет. Это просто очередная демонстрация того, чтобы люди не забывали об опасности автомобиля и важности ПДД.

*****

Также на автодроме присутствовал заведующий кафедры эксплуатации автомобильного транспорта Тюменского индустриального университета Дмитрий Захаров. В беседе с журналистами он подробно рассказал о дорожной безопасности, в том числе в разные сезоны года.

Опасность дорожного движения проявляется прежде всего в количестве дорожно- транспортных происшествий с пострадавшими. Чтобы вы понимали, в среднем в Тюмени происходит 1 500 ДТП с пострадавшими в год. Отсюда и актуальность этой проблемы. Количество ДТП зависит от большого количества факторов. В первую очередь, это квалификация водителя и его поведение за рулем при управлении транспортом. Во вторую очередь, назвал бы погодные и дорожные условия. Важным фактором является техническое состояние транспортных средств. В первом случае я сказал, что зависит от водителей, но внес бы поправку -  от всех участников дорожного движения. И от водителей, и от пешеходов, и от велосипедистов, мотоциклистов, и даже от пассажиров в общественном транспорте. Потому что падение пассажиров - это один из видов дорожно-транспортных происшествий. И сейчас в весенний период наступает такой момент, когда увеличивается количество осадков. Мокрый снег, слякоть - при таких условиях меняется коэффициент сцепления шин с опорной поверхностью. Этот показатель изменяется примерно от нуля до единицы. И чем ближе он к единице, тем лучше сила трения между колесом и опорной поверхностью. Соответственно, при мокрой дороге показатель стремится к нулю, и тормозной путь увеличивается.

Например, на сухом покрытии тормозной путь автомобиля при скорости 70 километров в час, по ранее проведенным исследованиям, составлял примерно 8 метров. И вот на мокром покрытии тормозной путь увеличится примерно на пять метров. А в условиях гололеда этот тормозной путь может увеличиваться в несколько раз. В самих худших ситуациях он может достигать 100 и 120 метров.

- Вы говорили, что у нас в городе происходит полторы тысячи аварий в год. В какой сезон они случаются чаще всего?

Наибольшее количество ДТП с пострадавшими происходит в летний период, потому что в это время дорожные условия хорошие, и водители выбирают более высокую скорость. Зимой ДТП количественно меньше, но зато выше процент происшествий с тяжелыми последствиями, так как дорожные условия ухудшаются. Любопытный факт, эта цифра - 1 500 ДТП в год - сохраняется уже последние лет 5-7. С учетом того, что город за эти годы ощутимо вырос. Вместе с ним и увеличился транспортный поток, но количество ДТП остается на одном уровне. Мне кажется, это хороший знак, что работа, которая проводится в городе с организацией схем движения, имеет положительные результаты.

*****

Непосредственно самим экспериментом руководил Дмитрий Сбитнев, директор учебного центра «Ермак».

 - Скажите, Дмитрий, зависит ли длина тормозного пути от веса автомобиля, или это больше связано покрытием дороги и самих покрышек?

Нельзя сравнивать тормозные пути легкового и грузового автомобиля, так как там разные тормозные системы. Поэтому лучше сравнивать непосредственно тормозной путь одного и того же автомобиля на разном дорожном покрытии.

- В осенний период какой автомобиль безопасней - заднеприводный или переднеприводный?

Дело в том, что, когда мы тормозим, у нас вес распределяется вперед. Неважно передний привод у автомобиля или задний, на торможение это никак не влияет.

- А есть какие-то неочевидные способы, как быстро остановить автомобиль?

Таких способов нет, поэтому самый лучший вариант - не допускать таких моментов, чтобы вам приходилось применять экстренное торможение. Для этого нужно увеличивать дистанцию и соблюдать скоростной режим.

- Ну а если водитель ехал по трассе по правилам, но вдруг на дорогу человек выскочил или животное, такое тоже бывает. Что делать в такой ситуации?

Мой совет прост - зажать педаль сцепления и тормоза в пол одновременно, стараться держать руль прямо и уворачиваться уже в последний момент.

*****

Одним из участников эксперимента стал автоспортсмен Максим Шляпников. В интервью СМИ он рассказал об опасности дороги в осенне-зимний период, а также поделился секретами мастерства.

- Есть разница между холодной и мокрой дорогой для простого водителя и спортсмена?

Конечно, разница есть. Холодный и мокрый асфальт провоцирует уменьшение зацепа между колесом и покрытием. Обычный автолюбитель, вы, наверняка, замечали, при езде по городу любит тормозить прямо в заднюю часть впереди идущего автомобиля. Спортсмены же такого себе никогда не позволяют и тормозят заранее, буквально докатываясь до фронтального автомобиля. Поэтому тут главный совет для всех автомобилистов - максимальное сосредоточение при малейших изменениях погодных условий и обязательное преждевременное торможение в потоке. И еще очень важно постоянно следить за колесной резиной, регулярно обновлять ее и не позволять себе ездить при стертом протекторе. В противном случае аварийность повысится в разы даже при незначительных ухудшениях погоды.

Спасибо большое за советы, надеюсь они будут услышаны и восприняты в полной мере. Это была программа "Седьмой перекрёсток", до встречи в следующем выпуске!