ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       24.12.2020 10:00      

Седьмой перекрёсток

Тема программы - особенности ремонта дорог в Тюменской области

- Здравствуйте, это программа "Седьмой перекресток", и мы продолжаем тему безопасности дорожного движения. Сегодня мы затронем тему, которая серьезное влияет на безопасность дорожного движения, а именно о состоянии дорожного полотна. Я помню те времена, когда дороги в Тюменской области были не очень хорошими, и это становилось причиной огромного количества ДТП. И сейчас вроде с дорогами в Тюмени все в порядке. Так ли это? Как вообще происходит процесс ремонта дорог? Именно об этом мы сегодня поговорим с заместителем начальника Главного управления строительства Тюменской области Андреем Николаевичем Чистяковым.

Как изменился процесс ремонта дорог в летний период в условиях эпидемиологических ограничений? Растянулись ли сроки?

На сроки это не повлияло. Мы всегда с большим запасом планируем, чтобы по окончанию теплого периода большая часть дорожных работ была завершена. Тем более мы же не одни в процессе. Ведь есть органы власти, которые завязаны на управление дорожной деятельностью. И они знают, что дорожникам нужно что-то, условно говоря, кушать и получать зарплату. Поэтому перерывов в период локдауна не было. И даже, несмотря на то, что пандемия нас немножко задержала, в сроки мы уложились. Девяноста процентов работ на сегодняшний день выполнено. Все, что мы планировали, идет по плану. Остались только переходящие работы, которые могут выполняться и в холодное время года.

- Судя по некоторым сообщениям в социальных сетях, зима не является вообще никакой проблемой. И даже асфальт зимой кладут. Бывает такое?

Случается и такое. Просто выходит немного дороже. Существует технология, которая позволяет укладывать асфальт в отрицательные температуры.  Нужно только утепление делать, добавки определенные в асфальтобетон. Но правильнее и целесообразнее делать это при плюсовой температуре. Обычно мы заканчиваем сезон строительства и ремонта дорог примерно в конце октября, когда это делают все. Само собой, мы и зимой продолжаем работать.  Например, можем круглогодично работать с щебнем, строить мосты и еще проводить множество видов дорожных работ, не чувствительных к низким температурам.

- Довольно часто бывают гневные комментарии со стороны водителей, дескать, к осени накапливается огромное количество работы и, как будто бы, дорожники пытаются наверстать упущенное время и начинают ремонтировать вообще все и везде. Это правда или нет? Почему весной, например, работы гораздо меньше, чем осенью.

Наверное, это, все-таки, обманчивое впечатление, потому что объективно этому оснований нет. Почему весной не начинаются дорожные работы? Потому что после схода снега мы должны произвести диагностику полотна. Не начинается с самого раннего весны, когда сходит снег. Зимой планировать такое бессмысленно, т. к. никто никогда не сможет предугадать, что будет с дорогой весной. И уже после первичной диагностики мы разрабатываем план работ, на что тоже требуется время, и уже потом начинаются сами работы. По поводу осени и ощущения того, что дорожники начинает спешно что-то доделывать, то оно тоже обманчивое. Осенью у людей гораздо более напряженный график, чем летом.  Люди начинают больше спешить, дети идут кто в школу, кто-то в университет, траффик увеличивается, пробок становится больше. Отсюда и возникает ощущение, что дорожники, так скажем, разом все вышли доделывать недоделанное. Есть еще такая штука, как дополнительные торги. Когда мы ищем подрядчиков для работ, а это тоже быстро не происходит. Нужно еще понимать, что ремонт дорог часто совмещается с ремонтом подземных коммуникаций, а этим занимаются другие люди, на взаимодействие с которыми тоже приходится тратить время. Поэтому в некоторых местах быстро все сделать не всегда получается.

- А вы как-то согласовываете дорожные работы с ГИБДД по поводу того, как будет перекрываться дорога? Как будет происходить ремонт? Обе полосы будут забираться под снятие асфальта или одна? Как это происходит?

Безусловно. ГИБДД участвует в процессе, и мы с ними согласовываем схему организации движения на период ремонта. Что касается планирования работ и организации движения, то эта задача лежит на плечах собственника. Допустим, дорога находится в полномочиях администрации города Тюмени. И у них есть транспортная схема всего города. И во время планирования ремонта они уделяют внимание объездным путям, насколько они будут загружены, где-то может предложат ввести временную выделенную полосу и т. д. Но в целом, мы всегда пытаемся, чтобы для транспортного потока был минимальный ущерб. Ведь, мы же тоже жители города и тоже пользуемся теми же улицами, которые ремонтируем. Поэтому прекрасно понимаем, что при любом ремонте всегда возникает неудобство. И зачастую, основные работы проводятся в вечернее время, когда интенсивность движения минимальна.

- А бывает ли такое, что вы при планировании ремонта даете рекомендацию, что эту конкретную дорогу перекрывать не стоит, потому что возникнут серьезные пробки?

Смотрите, весь процесс занимает два этапа. На первом этапе, когда происходит планирование, мы уже понимаем какие дороги стоит перекрывать, а какие - нет, чтоб избежать транспортного коллапса. Подрядчик, который победил в конкурсных торгах, тоже свои производственные возможности и свои процессы распределяет  чтобы не было нигде серьезных заторов. Потом переходим на второй этап. На котором довольно быстро срезается верхний слой асфальта, и потом по этой дороге можно ездить, хоть и с небольшой скоростью, но тем не менее. Вдобавок, если ремонтируется одна дорога, то параллельные улицы специально не трогаем, опять же, чтобы избежать затруднений.

- Давайте перейдем к техническим моментам. Скажите, почему у нас в России дорога служит меньше, чем, например, в Европе?

Причин несколько. Во-первых, это превышение интенсивности движения над всеми нормативными назначениями. Если должна проезжать тысяча автомобилей в сутки, то там проезжает три, пять, а может и десять тысяч. Например, у нас обход города Тюмени перегружен в три раза. И наши строительные меры по увеличению пропускной способности, увеличению количества полос, строительство развязок, к сожалению, пока к серьезным положительным изменениям не приводят. При том, что у нас регион далеко не летний, то водителями используется зимняя резина. Из-за шипов на протекторе колес мы порой наблюдаем, что за сезон уходит 2-3 сантиметра асфальта, и образовывается неприятная колея.

- Давайте перейдем к объемам работ. Какова общая протяженность дорог, которые были отремонтированы в этом году?

Ежегодно мы ремонтируем порядка 700 километров автомобильных дорог.

- В целом, по России это много и мало?

Ну вот, смотрите. В Тюменской области 19 000 километров автомобильных дорог. Из них тысяча с лишним - это федеральные дороги. Это наши четыре направления на Екатеринбург, на Тобольск, на Курган и на Омск. Ну и плюс еще одна дорога, которая из Ишима идет в сторону Курганской области. То есть мы имеем около 9 000 километров региональных дорог. Ну и остальные - это местные муниципальные дороги. Наши полномочия действуют как раз на вот эти девять тысяч километров региональных дорог. И выходит, что около 10% дорог мы за год успеваем отремонтировать. Мы стараемся выдержать тот самый межремонтный цикл и гарантийные сроки. И если что-то вдруг идет не так, то мы подрядчика заставляем переделывать. И если речь идет о недавно выполненном, ремонте, скажем год-два, то никаких оправданий тут не будет, и переделка делается за счет подрядчика. Вообще, сейчас существует тенденция по России сделать дороги, которые будут служить в среднем двенадцать лет. При этом нужно понимать, что есть дороги, которые не перегружены, и они могут прослужить гораздо дольше этого срока.

- Ну что ж, я думаю, что наш сегодняшний разговор неполный, мы обязательно его продолжим в следующем выпуске. Я напомню, что сегодня у нас в гостях был заместитель начальника Главного управления строительства Тюменской области Андрей Николаевич Чистяков. Спасибо, что пришли.