ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       03.12.2020 10:00      

Седьмой перекрёсток

Тема программы: особенности использования велосипедов в условиях города.

- Здравствуйте! Сегодня мы в очередной раз поговорим про велосипедистов, про правила дорожного движения для них, и о том, как и где им двигаться. И сегодня у нас в гостях Константин Сергеевич Заикин, старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД по Тюменской области. Мы уже ранее затрагивали эту тему и сегодня продолжим. Еще один момент, связанный с проездом велосипедистов по кольцу. Если велосипедист едет по дорожному полотну, то по идее, если он будет прижиматься к обочине к правой стороне, то он не сможет круговое движение совершить. Ему в любом случае придется поворачивать. А ему, может быть, прямо нужно, вот как здесь действовать?

- Если он движется, соблюдая правила движения, то никаких проблем возникнуть не должно. Велосипедист должен, как и другие участники движения, показывать сигналы маневрирования с помощью жестов. Они указаны в правилах дорожного движения. Главное, чтобы водитель эти жесты знал и понимал, благо, ничего сложного там нет. Некоторые велосипедисты забывают о сигналах и, таким образом, подвергают опасности себя и окружающих автомобилистов в том числе.

- Давайте вернемся на тротуар. Если велосипедист находится на тротуаре, он рассматривается как пешеход или, все-таки, как водитель какого-то транспорта?

- Велосипедист управляет велосипедом. Это категория участника дорожного движения. В случае, если он спешился и ведет велосипед руками, то он становится пешеходом.  Соответственно, если велосипедист движется по пешеходной зоне, и он считает, что движение по проезжей части невозможно, то при пересечении этой самой проезжей части он обязан спешиться и перейти по пешеходному переходу как пешеход.

- Я понимаю, зачем сходить с велосипеда на нерегулируемом пешеходном переходе, потому что водитель попросту может не обратить на него внимание. А на регулируемом почему так? Казалось бы, езжай себе спокойно на зеленый, разве так нельзя?

- Понимаете, люди начнут привыкать двигаться таким образом и подавать пример для юных участников дорожного движения. И после серии подобных переездов велосипедист может расслабиться и переезжать уже нерегулируемые переходы. А это уже в разы опаснее, на мой взгляд. Именно поэтому лучше всего соблюдать правила на всех пешеходных переходах без исключения и уважать всех окружающих людей, которым вы можете своей ездой создать помехи и аварийную ситуацию.

- А как быть в той ситуации, когда пешеходы заходят на велосипедную дорожку и чувствовуют себя абсолютно спокойно. Есть ли какие-то правила, которые регламентируют эту ситуацию. Может быть, есть штрафы для таких пешеходов?

- Пешеходы в данном случае тоже нарушают правила дорожного движения, потому что велодорожки предназначены для движения велосипедистов. Но опять же, что делать в такой ситуации? Здесь вопрос, все-таки, взаимного уважения и культуры на дороге. У нас такое интенсивное движение по пешеходным зонам стало развиваться буквально последние несколько лет. И, действительно, люди просто многие не задумываются, что эта половина тротуара для велосипедистов, мол, я здесь всегда ходил и буду продолжать. Поэтому нужно, чтобы прошло какое-то время, чтобы пешеходы, велосипедисты, водители друг к другу привыкли и начали относиться друг к другу, как к полноправным участникам дорожного движения.

- Давайте теперь перейдем от взрослых велосипедистов к самым маленьким участникам дорожного движения. Какие рекомендации вы бы дали родителям при покупке велосипеда ребенку?

- Покупая ребенку велосипед, нужно объяснить, что у велосипедиста ответственности больше, чем у пешехода. Что это не просто игрушка, как машинка в песочнице, а полноценное транспортное средство, которое при неправильном использовании может представлять опасность для себя и окружающих. Плюс нужно обязательно предупредить про высокую аварийность на пешеходных переходах. И рассказать, про осторожность при движении в дворовых зонах. Когда автомобиль движется по дворовой территории с невысокой скоростью, но внезапно из-за припаркованного транспорта выскакивает велосипедист. И водитель просто не успевает среагировать, и может случиться трагедия.  А что касается приспособлений вроде шлемов или налокотников, то они тоже лишними не будут, особенно на начальных порах вождения.

- По поводу проезда пешеходного перехода. Какие инструменты есть для того, чтобы повлиять на нерадивых велосипедистов. Могут ли водители, которые останавливаются и пропускают, позвонить в ГИБДД и сообщить, что вот тут велосипедист буквально пролетел передо мной?

- Велосипедистов за это нарушение регулярно привлекают к ответственности, особенно в летний период. Сотрудники Госавтоинспекции целенаправленно работают вблизи пешеходных переходов и стараются воздействовать на велосипедистов, которые двигаются подобным образом. На мой взгляд, водителю не нужно предпринимать каких-то агрессивных действий, которые могут спровоцировать конфликт. Ему лучше предоставить преимущество велосипедисту и постараться избежать аварийной ситуации.

- Хорошо давайте перейдем к вопросу наступающей зимы. Часть велосипедистов продолжают ездить на велосипеде даже зимой. Какие опасности предостерегают велосипедистов зимой? И что бы вы им порекомендовали в плане оснащения?

- Однозначно, велосипедисту любого уровня подготовки не стоит зимой двигаться по проезжей части по понятным причинам минимального сцепления колес велосипеда с дорожным полотном. Еще я бы очень рекомендовал в зимнее время наличие шлема, т. к. даже на тротуарах и велосипедных дорожках в некоторых местах может быть очень скользко. Даже если у вас шипованные покрышки колес, которые тоже, на мой взгляд, необходимо использовать зимой. Лучше перестраховаться и иметь весь комплект экипировки. И нужно помнить о том, что зимой темнеет рано. Поэтому, если вы двигаетесь на велосипеде с работы или на работу, обязательно нужно иметь световые приборы на велосипеде. То есть фонарик спереди и красный фонарик сзади. Также будут не лишними светоотражающие элементы на одежде, которые сделают велосипедиста более видимым для водителей и максимально обезопасят всех участников дорожного движения.

- Ну что ж, спасибо большое. Мы довольно много и подробно поговорили сегодня про велосипеды. Их становится очень много на дорогах, и многие не соблюдают правила дорожного движения. Это очень плохо, потому что в первую очередь опасность они создают для себя. Но будем надеяться, что в ближайшем будущем каждый придет к тому, что правила дорожного движения нужно соблюдать, даже если ты просто всего лишь сел на обычный велосипед. Сегодня у нас в гостях был Константин Сергеевич Заикин, старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД по Тюменской области. Большое спасибо, что пришли, и безопасных вам дорог!