ЭКСКЛЮЗИВ       Денис Кораблев       28.07.2021 11:00      

Седьмой перекресток

Поговорим о том, где могут ездить велосипедисты, на что им следует обращать внимание и на проезжей части, и на тротуарах, и чего опасаться на загородных трассах.

- Здравствуйте. Сегодня у нас в гостях старший инспектор Управления ГИБДД по Тюменской области Константин Заикин.

Радио-7: Сейчас все более популярным становится самокат, уменьшило ли это увлечение количество велосипедистов?

Константин Заикин: Нет. Количество велосипедов остается относительно стабильным, а вот людей, которые пользуются самокатами и электросамокатами, а также другими средствами индивидуальной мобильности стало значительно больше. Это, безусловно, можно только приветствовать, но только при условии соблюдения правил дорожного движения.

Радио-7: Вот как раз о правилах мы и предлагаем поговорить. Начнем с велосипедов. О чем должен знать человек, собирающийся поехать на велосипеде с точки зрения безопасности дорожного движения?

Константин Заикин: Для начала нужно разграничить граждан на тех, кто использует велосипед как развлечение, то есть, например, выезжает покататься в парке, и тех, для кого велосипед - это транспортное средство. Во втором случае велосипедист должен знать правила дорожного движения, касающиеся его транспортного средства, знать общие правила и, конечно, позаботиться о собственной безопасности.

Радио-7: А где должен передвигаться велосипедист?

Константин Заикин: Согласно правил дорожного движения велосипедист, если он старше 14 лет, обязан двигаться по велосипедной дорожке. Если её нет, то по правому краю дороги. В случае, когда движение по дороге затруднено или представляет опасность, то велосипедист имеет право двигаться по тротуару, но при этом важно обеспечить безопасность пешеходов. Если трафик пешеходов плотный, то в этом случае велосипедист должен спешиться и продолжать движение как пешеход. Еще один важный момент, это соблюдение скоростного режима. Велосипедист должен понимать, что пешеход может изменить траекторию движения, может выбежать ребенок или возникнуть любая другая ситуация, требующая экстренного торможения. Поэтому скорость должна быть такой, чтобы обеспечить велосипедисту время для маневра. Да и в целом, при движении по тротуару, велосипедист должен понимать, что находится в пешеходной зоне, а значит, необходимо проявлять уважение к пешеходам, не пугать их, не разгонять звонком. По сути велосипедист на тротуаре - гость.

Радио-7: Получается, что велосипедист гость везде, кроме велосипедной дорожки?

Константин Заикин: Нет. На дороге велосипедист полноправный участник дорожного движения лишь с несколькими оговорками. В частности велосипедисту запрещен левый поворот на дороге с более чем двумя полосами. То есть на большинстве перекрестков он не сможет повернуть налево. С другой стороны, велосипедист имеет одно неоспоримое преимущество - он может в любой момент спешиться и стать пешеходом. Таким образом, сложные перекрестки велосипедист может пересекать в качестве пешехода. Это требуют и правила дорожного движения, и мы, как ГИБДД, это рекомендуем для более безопасного

пересечения перекрестка. А вот тут как раз и возникает самая распространенная проблема с велосипедами - пересечение дорожной части по пешеходному переходу. Велосипедисты приводят огромное количество аргументов, почему они не спешиваются. И то, что двигаются медленно, со скоростью пешехода, и что очень аккуратно это делают. Есть аргументы, а есть факты. А они нам говорят, что большинство ДТП с участием велосипедистов происходит как раз на пешеходных переходах, в основном нерегулируемых. Правила дорожного движения определяют, что когда велосипедист движется по проезжей части, то он относится к транспортным средствам и подчиняется правилам для транспортных средств. А если велосипедист пересекает проезжую часть по пешеходному переходу, то он должен следовать правилам пешеходов. Что такое пешеходный переход? Это участок дороги, который предназначен для пересечения проезжей части пешеходами, к которым, в частности, относится человек, который ведет велосипед рядом с собой.

Радио-7: Но на регулируемых пешеходных переходах не должно возникать проблем?

Константин Заикин: Тут дело в привычке. Один раз вы проехали, два, три, а потом начали пересекать все пешеходные переходы верхом на велосипеде. Кроме того, на это обращают внимание дети, а это плохой пример для них. Да и пешеходам такой велосипедист создает помехи. Поэтому спешиваться необходимо на любом пешеходном переходе.

Радио-7: Вы говорили, что велосипедист может двигаться по дороге, но если считает, что это неудобно, то может использовать тротуар, если нет велосипедной дорожки. Но как правила определяют, в каком случае движение по проезжей части опасно для велосипедиста?

Константин Заикин: Правила определяют, что велосипедист может передвигаться по проезжей части и, если это сделать невозможно, то по тротуару. Что означает "невозможно". В первую очередь - отсутствие опыта у велосипедиста. Он должен быть уверен в том, что сможет двигаться прямолинейно, не вилять, что его не испугает обгоняющий попутный транспорт. Во вторую очередь - участки дорог с довольно интенсивным движением, например, путепроводы. Там даже опытному велосипедисту довольно сложно передвигаться.

Радио-7: Должен ли велосипедист знать правила дорожного движения? Ведь у него нет водительского удостоверения.

Константин Заикин: Правила дорожного движения действуют на всей территории Российской федерации и относятся ко всем участникам дорожного движения, поэтому независимо от того, есть водительское удостоверение или нет, каждый должен знать эти правила.

Радио-7: Это касается общих правил, а что если говорить о тонкостях дорожного движения, которые изучают в автошколах.

Константин Заикин: Раньше была практика выдачи водительских удостоверений велосипедистам. В начале XX века подобные правила существовали. Даже регистрационные знаки были для велосипедов, были технические осмотры велосипедов. Необходимо было каждые полгода предоставлять транспортное средство, чтобы удостовериться в его исправности. Сегодня такой практики не существует, но это не отменяет того, что велосипедисты должны знать правила дорожного движения. Я, как сотрудник Госавтоинспекции, настоятельно рекомендую знать эти правила всем без исключения. А вот велосипедистам следует особенно обратить внимание на 24-й раздел, который предъявляет

требования непосредственно к водителям велосипедов. Если вы покупаете велосипед ребенку, то точно так же вы должны объяснить малышу, как им пользоваться, где на нем можно передвигаться, как действовать в той или иной ситуации.

Радио-7: Является ли нарушением выезд велосипедиста на проезжую часть без защитной экипировки?

Константин Заикин: Требований об обязательном наличии шлема в правилах нет. Однако мы рекомендуем носить шлем, особенно, если велосипедист выезжает на проезжую часть. Но я уверен, что опытные велосипедисты сами прекрасно понимают всю важность и нужность велосипедных защитных шлемов. В частности, на спортивных мероприятиях велосипедный шлем является обязательной частью экипировки именно в целях безопасности. Точно так же мы рекомендуем надеть на ребенка дополнительную защиту в виде наколенников и налокотников и, конечно, абсолютно для всех - наличие световозвращающих элементов. На рюкзак, на одежду, в общем на любой элемент одежды, который будет виден. Особенно это важно для сельской местности, где не везде есть освещение.

Радио-7: Давайте разберем пару частных случаев, с которыми регулярно сталкиваются велосипедисты на проезжей части. Велосипедист должен двигаться по правой части первой полосы. Кто должен уступить, если велосипедист движется прямо, а автомобиль, двигающийся в той же полосе параллельно, собирается повернуть направо?

Константин Заикин: В такой ситуации, когда оба участника дорожного движения находятся в одной полосе, уступить должен водитель автомобиля. Однако, велосипедист в данной ситуации должен понимать, что водитель может его просто не видеть. В первую очередь, это касается параллельного движения с крупногабаритным транспортом. В редких случаях велосипедист может оказаться в мертвой зоне водителя легкового автомобиля, хотя обычно это автомобиль догоняет велосипедиста. Бывает и такое, что водители просто не придают значения наличию в полосе велосипедиста, что является нарушением правил, однако незащищенному водителю велосипеда от этого не легче. Поэтому я призываю велосипедистов в такой ситуации быть максимально внимательными и быть готовым к экстренному торможению.

Радио-7: Что делать велосипедисту, когда на перекрестке движение по первой полосе прямо запрещено, а ему нужно ехать прямо?

Константин Заикин: В этой ситуации, если это возможно, велосипедист может перестроится, то есть переместиться во второй ряд. Однако следует учесть дорожную обстановку: качество разметки, интенсивность движения, не будет ли создана аварийная ситуация. Я бы, конечно, рекомендовал не спешить и спешиться, чтобы перейти перекресток пешком и продолжить движение уже за ним.

Радио-7: На загородной трассе по какой стороне нужно двигаться велосипедисту, навстречу движения или попутно?

Константин Заикин: Навстречу движению должен двигаться пешеход, а велосипедист должен ехать по своей стороне, то есть попутно. Однако движение на загородных трассах довольно сложное, поэтому следует учитывать свои способности. Сейчас, например, организуются велопробеги из одного населенного пункта в другой. Там составляется карта маршрута, пути объезда и так далее. Так вот, я бы настоятельно рекомендовал тем, кто не

имеет опыта, воздержаться от таких поездок. Если велосипедист неуверенно чувствует себя за рулем, виляет на трассе, пугается попутного транспорта при обгоне, то есть риск попасть в ДТП. И, само собой, для таких поездок нужно быть полностью укомплектованным: защитный шлем и светоотражающие элементы.

Радио-7: Сегодня все популярнее становятся электросамокаты. Вы можете дать какие-то рекомендации для того, чтобы обезопасить себя на нем?

Константин Заикин: Главный вопрос заключается в отношении граждан к этому виду транспорта. Людям кажется, что самокат, это какая-то игрушка. А ведь этот транспорт способен разгонятся до очень высоких скоростей. Кроме того, у него очень маленькие колеса, что снижает управляемость, самокат очень чувствителен к неровностям. В общем, при управлении самокатом чувство ответственности должно быть не меньше, чем при управлении велосипедом. В нынешней же ситуации взять в прокат самокат можно буквально парой кликов, и кажется, что это все просто и безопасно.

Радио-7: ГИБДД выступает против самокатов?

Константин Заикин: Ни в коем случае. Это прекрасный вид транспорта, но без соблюдения правил дорожного движения он становится опасным. Все, что нужно, это просто ответственно относиться к ПДД, соблюдать их и уважать других участников дорожного движения. Кстати, напомню, что двухколесное транспортное средство с мощностью двигателя больше 250 ватт уже относится к мопедам и для управления требует водительского удостоверения категории М.