Кино       Никита Соловьёв       17.09.2021 15:30      

Пустыня мудрости: новая экранизация «Дюны» удивляет не только песчаными червями, но и глубиной сюжета

В попытке стать культовой создатели «Дюны» не пожалели бюджет, поставили мастера по фантастике Дени Вильнева и собрали хороший каст актеров. Что из этого получилось?

Кадр из фильма «Дюна» / kinopoisk.ru

В последние годы, перенасытившись бесславными «Звездными войнами», зрителям предложили новую альтернативу. Взяв за основу прародителя Дарта Вейдера и Хана Соло, Голливуд в очередной раз обратился к «Дюне». Культовый статус произведения, написанного еще в 1965 году, когда толпы студентов расширяли свое сознание и читали Олдоса Хаксли, разогнал жанр до научной фантастики. Неудивительно, что за галактические войны вцепились прогрессивные режиссеры, а их экранизации покорили киноманов. Но только вот оригинальный текст никак не удавалась хорошо поставить в кинематографичные рамки. В 70-х огромный текст пытался вложить в двенадцатичасовой фильм Алехандро Ходоровски. В 80-х легендарный Дэвид Линч снял собственную версию, которую сам назвал самым неудачным фильмом в карьере.

Неудивительно, что в этом году «Дюна» стала одним из самых ожидаемых фильмов как для зрителей, так и продюсеров и создателей фильма. К их счастью, «Дюна» получилась и даже доказала, что авторское кино может сочетаться с откровенным блокбастером. Следующим важным моментом для всех участников процесса создания остаются финальные сборы, дабы приподнять планку в сиквеле. Ну а нам, зрителям, остается разговаривать о фильме.

Кадр из фильма «Дюна» / kinorium.com

Действие фильма главным образом происходит в пустыне планеты Арракис, куда по указу императора отправляется дом Атрейдесов. На Арракисе нет ничего кроме песка, песчаных червей и главного ресурса галактики – спайса (меланж или пряность). Но мир «Дюны» наполнен галактическими играми престолов, где каждый из домов хочет овладеть бесконечным ресурсом драгоценного спайса.

Говорить о цельности сюжета и его повествовании приходится часто. Особенно часто, когда из него пропадают важные для повествования реплики, опускается важная деталь или же нас бросают в разные временные отрезки, не аргументируя их выбор. В «Дюне» не чувствуется недопонимания, а даже наоборот, если вы не ознакомлены с ее вселенной, то вам про эту вселенную  все расскажут. Целый час вы будете узнавать галактические семейства, которые борются друг с другом за власть, увидите их локации, может, проникнитесь их отношениями. Читающие же роман могут сопоставить свои представления о планетах «Дюны» с тем, что предлагает Вильнев. А предлагает он много. Вообще, если взять только визуальную часть фильма, то с уверенностью можно заявить, что в эту сферу и ушла большая часть бюджета.

Вильнев уделяет огромное внимание не только технической части фильма, хотя это, наверное, самое главное достоинство, если идти смотреть «Дюну» в кинотеатр. Здесь и вертоле ты-стрекозы, корабли-капсулы, огромные военные базы и песчаные бури. На этом восхваления не заканчиваются, ведь Вильнев берет главного персонажа и буквально заставляет зрителей пройти его путь. Внешне мне это напомнило «Бегущего по лезвию 2049», где леприкант Кей пытается стать человеком, разгадывая свое происхождение, увлекая зрителя в детективно-триллевую загадку. «Дюна» делает то же самое, ставя во главу повествования наследника дома Атрейдесов Пола. Его персонаж не может не заинтриговать, потому что в него вложено множество классической трагедии. Я бы сравнил его с царем Эдипом, который просто не мог уйти от своей предсказанной судьбы. Так и Пол, видящий во снах предсказания, безумно боясь своего предназначения и говоря своему отцу, что не хотел бы стать императором, все же проходит путь познания, боли и утраты. 

Кадр из фильма «Дюна» / kinorium.com

Многие говорят, что это фильм о взрослении, кино о том, как юный Пол приходит к принятию своего статуса избранного. Здесь нельзя не согласиться, ведь мы сами видим, как Пол обучается не только боевым навыкам и закаляется поражениями, но и развивает особое умение – голос, при помощи которого можно подчинить людей своей воле.

Помимо этого, создатели обращаются к вопросу о силе природе, которая и живет в нас, в людях. Приводятся рассуждения о капиталистическом строе, когда более сильная империя использует фрименов для добычи спайса в своих целях, что очень напоминает военные операции войск  США в Ираке и Иране. Поднимается тема религии, далекий от нас постсекулярный мир, который так и не откажется от мифов, Богов, заветов и шаманизма.

В итоге,  первая часть «Дюны» скорее оправдала ожидания и заострила внимание на своем продолжении. Произведение может показаться странным из-за медленного повествования, но зато с понятной предысторией. В этом нет ничего страшного, вспомните Нолановскую трилогию, а именно первую часть «Бэтмен: Начало», где тоже не спеша создавали новую вселенную Готэма, которая в двух следующих частях дошла до абсолютного идеала.

Определенно, «Дюна» станет шедевром для любителей книг Фрэнка Герберта, но зрителям, не читавшим книгу, придётся снизить планку и внимательно вникать в суть происходящего и ни в коем случае не бояться огромного хронометража фильма. Я думаю, что визуальные эффекты и музыка Ханса Циммера смогут вас увлечь в мир «Дюны» и подарить вам спектр эстетических наслаждений.

Категория 12+