Кино       Никита Соловьёв       29.08.2021 20:00      

«Не заглядывай в бездну»: как фильм «Аннет» рассказывает о судьбе кающегося режиссёра

Опера нашего времени о лицемерии, неоправданных ожиданиях, мнимой и искренней любви.

Кадр из фильма «Аннет» / kinopoisk.ru

Множество кинокритиков всегда рекомендуют посмотреть зрителям что-то из победителей Каннского или Венецианского фестивалей. Спору нет, иногда там действительно побеждают культовые или хорошие картины, многие из них -  представители глубокого артхауса и нередко очень экзотического. В этот раз мы рассказываем не о победителе, а о фильме, который разделил аудиторию кинофестиваля. Картина соответствует не только повестке дня, но и своим интересным замыслом выходит иногда за грани добра и зла. Кстати, добро и зло – главные герои фильма, а именно супружеская пара Генри и Энн, которые клянутся друг другу в любви, но не видят в своих отношениях сделку между ангелом и демоном. Но кто есть кто, и зачем нам пересказывают «Фауста», мы узнаем чуть позже.

Пока что мы видим разминку вечных музыкантов группы Sparks, почти таких же вечных как Rolling Stones, к которым уже на улице присоединяются и актеры фильма, сообщающие зрителю, что они начинают свой спектакль. Прием «новой волны» под аккомпанемент Sparks создают жанр мюзикл, а к нам приходит понимание, что фильм станет для одних шедевром, а для других провалом.

Я сам оказался тем человеком, чьи ожидания были разрушены на минуте 20-й, с уточнением, что и до этого были фрагменты, которые казались либо лишними, либо просто трудными для моего понимания. Тем не менее, главные проблемы, на которых строится весь фильм, будут демонстрироваться на виду - это и жизнь звезд, которые представляюют собой по большей части манекены. Это фильм о зависимости от славы, ревности, невозможности чистой любви от героя, которого тянет к саморазрушению. Проще говоря – фильм-противоречие, показывающий зрителю всего лишь один случай из частной жизни, который может произойти у любого из нас.

Кадр из фильма «Аннет» / kinopoisk.ru

В основном события фильма мы видим глазами Генри (Адам Драйвер), обычного, самоуверенного, эксцентричного провокатора, который построил карьеру, став стенд-ап-комиком. Однажды он полюбил чудесную оперную актрису Энн (Марион Котийяр), которая является антиподом Генри, и которой символично приходится умирать каждое свое выступление. Но вот любовь случилась. Вдобавок молодая семья получает дочь Аннет, но только с одним нюансом – это деревянная кукла. Честно, если вы когда-нибудь видели чешский фильм «Полено» Яна Шванкмайера, то на этом моменте вам наверняка стало не по себе. Здесь-то Генри и начинает проявлять свою мерзкую сущность животного, а режиссер то и дело сравнивает его с обезьяной, тогда как Энн остается человеком. Увядающему в семье, любимому девушками стендап-комику становится не до шуток, он не может смириться с тем, что потеряет популярность, смотря, как его жена продолжает собирать публику в оперном театре. Генри начинает рассказывать публике о своих проблемах и ненависти к семейной жизни, а Энн просто продолжает умирать.  Оба, будто предчувствют свою судьбу, которая была написана еще до них, и она иначинает оборачиваться реальностью. Пожалуй, остановимся на этой половине сюжета и спойлеров, дальше дело уже идет за зрителем.

Кадр из фильма «Аннет» / kinopoisk.ru

Если вы следили за Каннским фестивалем, то, наверно, знаете, что между критиками родилась дискуссия о том, что фильм оправдывает мужской абьюз, несмотря на то, что главный герой оказывается заложником своей судьбы, словно Эдип, и непременно его постигает кара. Обвиняют режиссера и в том, что героиня Марион Котийяр (Энн) выглядит картонной по сравнению с Генри. Как известно, прототипом Генри был сам режиссёр Леос Каракс, и поэтому его герой обсуждается зрителями, а не его жена Энн. Именно через его мрачную судьбу, которую он оголяет для зрителя, мы видим, какие порой мы бываем не просто слабыми, но еще и мерзкими, когда боимся. Именно поэтому его дочь Аннет=Энн. Именно поэтому в финале, все, что казалось мертвым – оживает. Потому что Генри любил, потому что Генри имел счастливую семью, но не желал видеть этого, и поэтому его дочь оживает у него на глазах, а ему остается заглянуть в свое нутро, которое через секунду станет черным экраном. И если люди не проникаются этой историей и продолжают высказывать свои агитационные речи, то им лучше идти в политику. Артхаус – в первую очередь независимое кино, где общественность, продюсеры, рекламодатели должны принимать видение мира автора.

Но чтобы успокоить радикальных людей, могу заверить, что в фильме есть отсылки к Me Too, да и вообще почти весь фильм - это ужасная проблема харассмента, пост-травм и даже эксплуатации детей.

Кадр из фильма «Аннет» / kinopoisk.ru

Остается добавить, что такой личный фильм не понять до конца, а смысл вы можете трактовать сами –  в этом и прелесть такого кино. Несмотря на это, если вы вдруг еще находитесь в отношениях или у вас семья, то это и полезная рефлексия. Всегда лучше подумать, истинна ли ваша любовь или же выдуманная, причем как к любимому человеку, так и к детям. Той же аудитории, которая не слишком любит мюзиклы и рефлексию, лучше пройти мимо и посмотреть, например, недавно вышедшего «Главного героя».

Категория 18+