Кино       Никита Соловьёв       05.11.2021 20:00      

Молоко плюс по-русски: история абсурдной сверхспособности, которая должна спасти страну.

Интересный киноэксперимент Карена Оганесяна под названием «Молоко» подарил отечественной индустрии новый сюжет, где трагикомедия отлично сожительствует с элементами супергероики.

Кадр из фильма «Молоко» / kinorium.com

Фильм «Молоко» не получил достаточного освещения и не участвовал в конкурсе «Кинотавр». Это полностью самостоятельный фильм Карена Оганесяна, режиссера с очень неровной фильмографией, где встречаются буквально очень низкосортные комедийные фильмы.  Кажется, что в этот раз режиссер получил не только интересный сценарий, но и нашел формулу, которая позволила идеально наложить юмор на очень серьезные вещи. От этого даже такой сказочно-гротескный фильм не теряет серьезности и как хороший фельетон продолжает давить на больное с улыбкой на лице.

Вторым качественным усилением для успешности фильма стало приглашение известных современных российских актеров. Так, например, главная роль ушла Юлии Пересильд, которая, кажется, живет на съемочной площадке. Весной с ней вышел добротный сериал «Медиатор», уже в сентябре «Петровы в гриппе». И теперь, когда «Молоко» только стартует в прокате, Пересильд уже успела побывать в космосе, где проходили съемки для следующей ее роли в  фильме «Вызов».

Сюжет «Молока» разворачивается в северном городе Кировске, где мы встречаемся с главной героиней Зоей (Юлия Пересильд), которая в этот момент на приеме у врача узнает о своем бесплодии. Тяжело переживающая свой диагноз Зоя, приходя домой обнаруживает двух пингвинов, которых приволок домой ее муж Сережа (Андрей Бурковский). Будто бы не замечая состояния Зои, Сережа просит ее перевестись на другую работу, чтобы помогать ухаживать за пингвинами, а после и совсем доходит чуть ли не до истерики, ведь жена забыла купить молока. Вот и остается Зое смотреть на мужа обиженным взглядом, как Карлсону на Малыша, и говорить про себя: «Ведь я же лучше пингвинов». Но однажды ночью северное сияние переворачивает всю жизнь Зои, наделяя ее даром – выделять исцеляющее молоко.

Кадр из фильма «Молоко» / kinopoisk.ru

Безусловно, такое сказочное наделение фильма производит впечатление некой легкомысленности, но на деле все гораздо серьезнее. Зоя теперь оказывается в центре психологической чумы, где главный спаситель от всех бед – ее грудное молоко. Как можно заметить, фильм пестрит не только абсурдностью, но и гротеском. По ходу своего пути спасения российского общества Зое предстоит столкнуться с местными школьниками-зацеперами, врачами-извращенцами, оголяющимися перед женщинами, и с жестоким контролем Гоши Куценко над своей дочерью. Последняя тема отцов и детей становится центральной для повествования, все искалеченные «пациенты» Зои, так или иначе, имеют тяжелые отношения с родителями. 

Но фильм на одной извечной теме не останавливается и идет глубже, где мы понимаем, насколько люди близки друг другу, ведь их проблемы очень схожи. Одним не хватает внимания или понимания близких людей, другие же переживают травму детства или потерю близкого человека. В это время, Зоя сама того не хот,я превращается в многодетную мать, которая вынуждена накормить своим молоком этих несчастных детей.

Но, конечно, не вся доброта однозначна и приводит только к положительному результату. Зоя, излечив своего мужа и несчастного доктора, вдруг сталкивается с несчастьем. Выпитое молоко школьницей Таней, которая находилась под строгой опекой отца (Гоша Куценко), подталкивает ее на радикальное решение -  покинуть отцовский дом. Подавленный горем отец совершает попытку самоубийства. Кстати, роль Гоши Куценко, который очень хорошо вжился в своего персонажа, вызывает эмоциональный диссонанс, когда не знаешь, сейчас смеяться или плакать.

Кадр из фильма «Молоко» / kinopoisk.ru

Происшествие заставляет Зою избавиться от дара, который становится ее проклятьем. Но как показывает время, Зоя все-таки нужна людям, а ее сцена спасения очередного бедняги и вовсе отсылает зрителя к великим мэтрам киноискусства, которые часто экранизировали сцены известных картин. Так и здесь Зоя словно сошла из «Пьеты» Микеланджело. Провозглашенная теперь ведьмой Кировска новая Дева Мария, отвергнутая обществом, все-таки продолжает свою миссию…

Безусловно, морализаторства у фильма не занимать, но глядя на то, что происходит за окном, стоит отметить, что такие фильмы нам как раз и нужны. Этот фильм о заботе и понимании близких, фильм о размышлениях нормальности и ненормальности, фильм о преодолении своих обид и травм и пути к мечте. Ну и главное, фильм заставляет нас вспомнить, что к людям надо относиться с уважением, а не разжигать ненависть на ровном месте.

Финальный твист, где Зоя доходит со своим молоком до Красной площади, не требует расшифровки. Ведь все понимают, что сегодня как никогда народу требуется не жесткий перстень сверху, а заботливая материнская рука.

Категория 16+