Кино       Никита Соловьёв       03.08.2021 20:30      

«Между печалью и небытием». К прошлогоднему 60-летнему юбилею в прокат выходит фильм Жан-Люка Годара «На последнем дыхании»

Почему фильм считается революционным и зачем его смотреть в наше время?

Кадр из фильма «На последнем дыхании» / kinopoisk.ru

 

«На последнем дыхании» - еще один прекрасный фильм большого течения «новой французской волны», который многие называют революционным. На такое заявление не поскупился такой мэтр режиссуры, как Мартин Скорсезе, а я с ним спорить не собираюсь и как раз готов разобраться, в чем же феномен «На последнем дыхании».

Как и все французские фильмы «На последнем дыхании» рассказывает историю, в которой на передний план выходят личность и мысли главных героев. Если мы возьмем жанры, предложенные в этом фильме, а именно драму, детектив, криминал с намеком на комедию, то сейчас такой набор выливается в совсем иное повествование. В кино уделяется место динамичному действию, мы будем следить за неожиданными поворотами, персонажи становятся отдаленными от зрителя. Героев оснащают мотивацией, но мы не видим их внутренний мир и не можем за них переживать, особенно, если персонаж является олицетворением зла.

Годар совместно с Трюффо расставляют акценты иначе. В центре сюжета мы видим душевные переживания героев, их мировоззрение и ценностные ориентиры. Повествование личностей героев,  их беседы и раздумия, которые озвучиваются закадровым голосом. Именно этим объясняется вся революционность кино. Здесь нет «хорошего» или «плохого» героя, мы не можем обвинить кого-то в правильности поступка, не можем оправдать. Зритель вынужден слушать и отдавать предпочтение тому персонажу, чей характер или интеллект ему ближе.

Кадр из фильма «На последнем дыхании» / kinopoisk.ru

Перед нами два вполне знакомых персонажа, Мишель, который, подражая голливудскому актеру Хамфри Богарту, ведет бунтарский и криминальный образ жизни, угоняя машины и занимаясь воровством. Он всегда уверен в себе и своих действиях, знает, что ему нужно и всегда идет напролом. Патриция, возлюбленная героя, наоборот, неуверенная в своих действиях девушка, сомневающаяся и склонна к «правильному» выбору. Но могли бы вы подумать, что между плохим и хорошим нет разницы?

Для этого Годар вводит характерных для своего времени абсурдных героев, вышедших из романов экзистенциалистов. Такой типаж героев станет образцовым следующие двадцать лет. Мишель, который осуществляет преступления, но нуждается в любви, напоминает роль Роберта Де Ниро и его героя Трэвиса из «Таксиста». Его личностный выбор и взгляд свободы, его индивидуальная отчужденность и личностная драма показывает его мотив привнести справедливость в этот алчный мир. При этом, какой метод принимает герой и насколько он абсурден, показывает финал. И мне кажется, здесь проходит явная параллель между французским кино и Новым Голливудом.

Возвращаясь к героям, мы видим, как они идут к своей любви, но одновременно сопротивляются ей. Мишель хоть и чувствует привязанность к Патриции, ведет себя с ней предельно нахально, говоря, что его ничего не держит и он готов уйти в любой момент, но каждый раз возвращается. В свою очередь Патриция показывает себя женщиной, которая хочет, чтобы ее любили, но в тоже время хочет чувствовать себя независимой. Выбирайте извечные темы из этого отрывка, какие больше нравятся: неразделенная любовь, роковая женщина, или можете обсудить всю ту же феминистическую повестку. Эти темы остаются актуальными  по сей день, но собрать такие проблемы в одном произведении удается не каждому. Добавьте еще к этому сильный финал освобождения Мишеля от его вечного бегства, невозмутимостью поступка Патриции и множества книжных и кинематографичных отсылок.

Кадр из фильма «На последнем дыхании» / kinopoisk.ru

Любителям цельного и интересно прописанного сюжета будет очень приятно ознакомиться с таким фильмом. Понятно, что его вряд ли можно понять с первого раза, как и другие мировые киношедевры, но главное, что можно переосмысливать уведенное еще не раз. Зритель постоянно задается вопросами, остается вовлеченным, даже если локацией героев на протяжении 15 минут будет комната. Если же ваша цель не напрягаться и отдохнуть, то лучше пройдите мимо данного фильма.

Категория 16+