Кино       Никита Соловьёв       24.04.2021 15:00      

Когда память ненадёжна: как фильм «Отец» иллюстрирует жизнь с деменцией

Пронзительная драма о старости и серьёзной болезни на прошлой неделе  ворвалась в российский прокат, а в воскресенье уже поборется за «Оскар». Главную роль сыграл неподражаемый Энтони Хопкинс, который точно не оставит вас равнодушным к судьбе его героя.

Кадры из фильма «Отец» /kino-teatr.ru

«Отец» - самая тяжелая картина прошедшего года и, наверно, самая необычная из претендентов на престижную кинонаграду. Во-первых, фильм снят по пьесе писателя  Флориана Зеллера, для которого нахождение в режиссерском кресле стало дебютом. Во-вторых, в этом году еще не было фильма, настолько сильно втягивающего в повествование, что зрителю было одновременно и интересно, и  таинственно, и временами даже страшно и жутко.

Казалось бы, вот перед нами вполне бодрый главный герой – Энтони, наслаждающийся оперой и любимыми книгами, отвергая все предпосылки к своему болезненному состоянию. Но вскоре все становится для него более чем абсурдным, ведь в его гостиной сидит незнакомец, утверждая, что квартира принадлежит ему, а сам он является мужем его дочери. Каково удивление Энтони, когда в этот момент в квартиру заходит неизвестная девушка, представившаяся его дочерью.

Чем больше проходит времени, тем чаще странностей происходит в кадре. Вся загадочность фильма происходит от того, что режиссер показывает зрителю мир глазами пациента. Мы невольно начинаем разгадывать вместе с ним происходящее, пытаясь отличить правду от зловещей иллюзии. В этом и заключается вся особенность фильма, в котором линейный сюжет внутри героя становится обрывистым ,и зрителю остается только догадываться, какие воспоминания Энтони является свежими, а какие произошли несколько месяцев назад.

Кадры из фильма «Отец» / kinopoisk.ru

В такой атмосфере неизвестности и напряженности невольно вспоминаешь подобные фильмы о проблемах с памятью. Режиссер выходит за рамки драмы, совмещая свою драму с почерком детектива Дэвида  Финчера или триллера Кристофера Нолана. Предметы комнаты становятся вещдоками для разгадки происходящего, а часы, которые служат ориентиром в пространстве для Энтони, сравнимы с татуировками Леонарда из фильма «Помни». Так же как и Леонард путает снятые им комнаты в гостинице, так и Энтони трудно вспомнить, в какой квартире он сейчас находится.

Особенность отражения деменции выходит на уровень ощущения, когда зритель начинает понимать, что происходит на самом деле. Иллюстрация такой болезни находит не только в путанице родственников или интерьера квартиры, все прописано до мелочей. Каждый отдельный день из жизни Энтони наполнен новыми трансформациями. От элегантного костюма до пижамы, от красочного сервиза до больничных тарелок. Меняется буквально все, даже его комната, которая в итоге становится лишь палатой в доме престарелых.

Ощущение смятенного состояния нельзя бы было воплотить без игры Энтони Хопкинса, который в столь преклонном возрасте неожиданно для себя сыграл  новую культовую роль, спустя тридцать лет после «Молчания ягнят». Все его моменты с эмоциями, от раздражения и подозрительности до рассеяния и отчаяния, одурманивают зрителя, предлагая зайти в его запутанный мир.

Кадры из фильма «Отец» / kinopoisk.ru

Не стоит забывать, что автор выделяет отдельные эпизоды от лица родственников, а именно его дочери Энн, которая до последнего борется с ужасным недугом отца. Их отношения наполняют фильм еще более глубокой драмой, прорывающей чувствительного зрителя на  слезы. Отец не осознавая своей болезни, подозревает дочь в попытке отнять его квартиру, которая якобы подсылает к нему неприятных сиделок. Каждый раз он говорит, какая она раздражительная и серьезная, вспоминая младшую дочь, которую так хочет увидеть, забыв, что ее уже нет в живых. Все это давит на Энн, заставляет чувствовать вину и невыносимую боль.

Сомневаюсь, что фильм может понравиться каждому зрителю, настолько сильным оказывается финал, что я бы посоветовал закупиться упаковкой носовых платков. «Отец», как никто другой, повествует о проблемах, которые могут коснуться каждого зрителя, набрасывая тень рефлексии о своем будущем.