Кино       Никита Соловьёв       11.08.2021 20:00      

«Как будто безумие заразно». Мартин Скорсезе и его психологический «Остров проклятых» повторно предлагает зрителям усомниться в своей реальности

Психологический трактат в форме классического детектива. Почему этот фильм нужно смотреть дважды, и какие глобальные проблемы затрагивает великий мэтр.

Кадр из фильма «Остров проклятых» / kinopoisk.ru

Детективный психологический триллер – жанр не сильно распространенный в последнее время. Из достойных картин последнего десятилетия можно вспомнить «Исчезнувшую» и «Начало». Но тем не менее детище Хичкока продолжает жить и иногда даже захватывать сердца зрителей как в прямом, так и в переносном значении.  «Остров проклятых» - это еще один прекрасный фильм той самой классической школы, которая следует проверенным временем сюжету.

Фильм, являющийся одноименной экранизацией Дениса Лихэйна, хоть и берет основу из оригинала, но предпочитает  делать отсылки к другим мировым шедеврам. Тут и дань уважения первым революционерам кино, например, Орсону Уэллсу, который умело, расставляет ружья. Или же классику Хичкока, вспомните главного героя фильма, на которого трудно повесить ярлык убийцы. Вот и протагонист из  «Острова проклятых» ДиКаприо по имени Тедди Дэниелс тоже не вызывает никаких подозрений. Федеральный маршал вместе со своим напарником отправляется на остров, чтобы расследовать дело пропавшей из психлечебницы пациентки, которая утопила своих детей. Но куда заводят они зрителя? Наверно, если сравнивать с другими психологическими фильмами, мы могли бы подумать, что режиссер хочет завести нас в фильм кошмаров. Это показывают и открывающие фильм пасмурное небо, странное поведение конвоя и пугающие жесты душевнобольных постояльцев лечебницы. Страх и кошмар от вида преступников из корпуса «C», темные сырые коридоры, стальные решетки и будоражащие героя сны.

С каждым следующим ходом зритель готов отвергать все намеки на абсурдность ситуации, доверясь догадке Тедди о всеобщем заговоре. Его напарник Чак становится «чужим», лечащие врачи – злыми нацистами, а все видения – просто галлюцинации от лекарств. И даже к развязке мы не готовы принять абсурдность за действительность.

Кадр из фильма «Остров проклятых» / kinopoisk.ru

Но, принимая финал картины и запуская ленту второй раз, мы можем четко увидеть намеки режиссера на абсурдность нежели на кошмар. Стоит лишь просто засомневаться в сознании героя. Причем, догадаться о происходящем можно за первые полчаса фильма. С самого начала Тедди знакомиться со своим напарником Чаком лишь на корабле, подбирающимся к острову. После высадки мы видим, как суетливо за ним наблюдает охрана, а его напарник не может снять кобуру. Далее с Тедди пытаются контактировать заключенные психбольницы, а один из охранников напрямую говорит, что Тедди давно с ним знаком. Это лишь малая и более заметная часть подсказок, на которую мы могли обратить внимание и понять, что с Тедди что-то не так.

Важнее, как Скорсезе передает эту историю через красочные видения и сны героя. Вода для Тедди становится главным страхом, именно потому, что его жена утопила их детей. В отместку Тедди придумывает противоположность воде – огонь. Огонь является галлюцинацией, в которой и живет главный герой, дабы не вспоминать о своей трагедии. По его мнению, жена (Долорес) умерла от рук Эндрю Леддиса, который устроил пожар в их доме. Но подсознание штука страшная, и поэтому даже во сне, когда Долорес превращается в пепел, на руках Тедди оказывается вода. Подсознание пытается прорваться по ходу всего эксперимента, придуманного врачом Тедди, но ему раз за разом получается убедить себя и зрителя в обратном.  Он отвергает историю Рэйчел Соландо, которая является прототипом Долорес, и меняет собственные воспоминания с фронта, но когда происходит очередное видение, он спрашивает у Долорос: «Почему ты такая мокрая?», как он спрашивал это в тот момент, когда увидел трупы своих детей в речке. Поэтому, если в первый раз все видения казались бредом, то во второй раз – это закономерный пазл, который нужно просто собрать.

Кадр из фильма «Остров проклятых» / kinopoisk.ru

Стоит отметить, что меняются и второстепенные герои. Казавшиеся в первый раз безумными доктора превращаются в классический и знакомый образ Вергилия, которым предстоит провести Тедди через ад его галлюцинаций. Тогда как Долорес вполне подходит для роли Беатриче, но только с запущенной шизофренией. В дополнении мелькают и нотки гуманизма со стороны лечащих врачей, ведь далеко не все были согласны ставить такой эксперимент над Тедди (Эндрю),  ведь проще сделать лоботомию опасному пациенту. Данное решение врачей служит революцией в психиатрической медицине, так как во время событий фильма (1954 год) классические способы лечения не поддавались критике, и лоботомия была обычной операцией. Очень забавно, что когда Эндрю осознает себя Тедди и проводит расследование, очень скептично и с опаской смотрит на таких как он, игнорируя их болезнь, предпочитая называть их «заключенными» и «преступниками».

Драма финала тоже оказалось философской, ведь медицинскому персоналу удалось вернуть рассудок Эндрю, но никто не знает на какое время. Вот и осознав свое положение, главный герой решает уйти из жизни в реальности, говоря доктору Шину: «Что лучше – жить монстром или умереть человеком?».

Повторный выпуск «Остров проклятых» можно увидеть в кино с 14 августа, что определенно сможет привлечь зрителей. Нединамичное, но увлекающие повествование с множеством ребусов и философских диалогов стоит того, чтобы сходить на этот фильм и в первый и во второй раз.

Категория 18+