Кино       Никита Соловьёв       19.09.2021 20:00      

«Изучая вещь, спроси, в чем её суть»: психологический триллер «Молчание ягнят» в честь своего 30-летия снова в прокате.

Разбираемся, почему спустя 30 лет фильм про Ганнибала Лектера по-прежнему кажется новаторским, хотя использованы при этом приёмы неустаревающей классики.

Кадр из фильма «Молчание ягнят» / kinorium.com

Страх и взволнованность, влияющие на зрителя в любом фильме ужасов, заставляют его прочувствовать те неприятные ощущения, с которыми в реальности столкнуться бы не хотелось. Одни эмоции от такого рода фильмов позволяют отвлечься от рутины, для других это сугубо психологический момент, позволяющий прочувствовать эмоции, недостающие в жизни. Здесь могут быть и другие причины: интерес к смерти или борьба со страхом. Но когда нам не нужен вагон и тележка эмоций, вызванных неожиданностью или дискомфортом, то часто хорроры теряют интерес у зрителей. «Молчание ягнят» в этом смысле является не просто «пугалкой», хотя и от этого в фильме осталось не так много следов, а более многогранной картиной, способной разбудить в человеке больший спектр эмоций, которые выходят за пределы жанра ужасов. Во всех фильмах, связанных с личностью Ганнибала, рассматриваются проблемы сущности человека, проблема дружбы, гендерной идентификации и другие насущные проблемы нашего времени. Не зря впоследствии культ Ганнибала Лектора обрастет широкой фанбазой, которая выльется не только в последующие сиквелы, но и в одноименный сериал с Мадсом Миккельсеном.

Кадр из фильма «Молчание ягнят» / kinorium.com

Но в «Молчании ягнят» доминирование Ганнибала минимально, и это  доказывает  весь сыгранный хронометраж Энтони Хопкинсом. На первую роль выходит история молодой стажерки  академии ФБР Клариссы Старлинг, которая пытается раскрыть дело серийного убийцы по прозвищу Буффало Билл. Вместе с этим, мы видим еще одну, на то время новаторскую мускулиную внешность женщины, которая преодолевает мужские препятствия, дабы стать полицейским. Вот она занимается физическими упражнениями, а здесь учится освобождать заложников, а через несколько минут идет к одному из самых кровожадных маньяков, чтобы тот помог ей раскрыть дело. Приятным такой образ делает и то, что профессиональный выбор героиня делает из-за своего отца, которого при исполнении убили грабители. Для нее он был главным человеком, так как мать она потеряла в раннем детстве. Именно воспитанием отца продиктована дальнейшая судьба Клариссы, именно поэтому она спокойно может контролировать домогательства и сдерживать эмоции. При этом, мы видим моменты слабости, которык она старается не показывать людям. В таких сценах я все больше убеждаюсь, что на роль идеально подошла Джоди Фостер, которая с одной стороны воплощает в себе силу, которая свойственна противоположному полу, но с другой мы видим ее образ маленькой Айрис из фильма «Таксист».

Ганнибал Лектер показывается не только как отъявленный психопат-убийца, а в первую очередь как личность. Если взглянуть на его портрет, то наш убийца является психиатром, который помогает травмированным людям. Больше того, он любит людей, которые относятся к нему с уважением, которые доверяют ему свои эмоции и способны анализировать ситуацию. На этот вывод наталкивает его общение с Клариссой, ведь только он ведет себя с ней порядочно, не подвергая скептицизму ее работу в правоохранительных органах и не рассматривая ее как сексуальный объект.

Кадр из фильма «Молчание ягнят» / kinorium.com

Ну и самый прогрессивный персонаж фильма – маньяк Буффало Билл, ощущающий себя женщиной. Проблема половой идентичности, кажется, находится на повестке последние 10 лет, но в «Молчании ягнят» обсуждали это 30 лет назад. Сейчас  радикальным активистам ЛГБТ может показаться неэтичным такое появление персонажа в облике душевнобольного. Но чтобы им там не казалось, опровергает сам Ганнибал Лектер, который говорит, что маньяка из него сделали врачи, которые не взяли его на смену пола. Чувствуется, что Лектер сочувствует маньяку и  даже может его понять, ведь для него неучтивый человек превращается в животное (примером служит убийство заключенного, который устроил неприличную выходку в адрес Клариссы), а для Билла очередная жертва становится лишь материалом для костюма.

Отдельная похвала достается сюжету и локациям, где происходили съемки. Я не устану повторять, как великое произведение «Божественная комедия» проникает чуть ли не в каждый второй фильм. Вот и тут, даже если мы взглянем на тюрьму, где пребывает Ганнибал, есть огромная винтовая лестница по которой Кларисса спускается в один из кругов ада, где должна найти ответы на волнующие ее вопросы. Далее Кларисса замечает рисунки Лектера с видами Флоренции (родины Данте), а позже рисунки и самой Клариссы, Кларисса в божественном образе, ягненком на руках и с христианскими атрибутами на фоне. Чем не возвышенная любовь Данте?  Да и сам Лектор - воплощение Ада и Рая. Ад проявляется в его убийствах, а Рай в красоте, помощи и любви. Лектер помогает Клариссе преодолеть травму детства, связанную с потерей отца, воспоминания о которой мучили ее во снах.

Кадр из фильма «Молчание ягнят» / kinopoisk.ru

Темная сторона Лектора плохо раскрыта, что может стать проблемой  для восхищения или восторга людей. Но Ганнибал, как и Тревис из «Таксиста», как и другие противоречивые герои, имеющие свое мировоззрение и идеи, довольно зверски и радикально их решают. В фильме это как раз и показано, но психика человека - предмет, не поддающийся изучению, странный и сложный. Нам, зрителям, которые проникаются добродетелями Ганнибала, свойственно поддаваться его обаянию и закрывать глаза на преступления.  И тут во мне заиграла идея, что подобный маньяк, который может завлечь девушку своими познаниями, манерами и красноречивостью – обыденность. И я, как ни странно, поднимаю тему домашнего насилия, когда такая сильная личность, как Ганнибал, может запросто завладеть разумом девушки. Но это лишь еще одна проблема, на которую может натолкнуть фильм, а не данность, о которой он говорит.

Это лишь часть того, что можно увидеть в «Молчании ягнят». Фильм не  оставляет зрителя равнодушным хоть к одному герою, заставляет задуматься об отношении друг к другу, ну и самое приятное для любителей кино и вообще культуры - он развлекая поучает, и не на секунду от этого обучения не хочется отрываться.

Категория 18+