Кино       Никита Соловьёв       23.05.2021 20:00      

И швец, и жнец, и на дуде игрец: «Чернобыль», в котором Данила Козловский спасает мир.

Почему фильму не удалось затмить сериал и чем отличаются две попытки воссоздать чернобыльскую трагедию?

Кадр из фильма  «Чернобыль»/ kinopoisk.ru

Тема Чернобыля в последнее время начинает вновь быть популярной благодаря студии HBO, которая выпустила два года назад одноименный сериал. Неожиданно для самих создателей сериала, в несколько мгновений он стал лучшим в истории. Такой успех не только напомнил всем о крупной трагедии, случившейся на просторах Советского Союза, но и навеял определенное желание Фонду Кино ответить своим видением аварии, навсегда оставившей след в советских судьбах.

Спойлер – достойно ответить не смогли. Тут кроется, наверно, сразу несколько причин, заключенных в одной фигуре. Под фигурой имеется в виду Данила Козловский, который совместил кресло режиссера и главную роль в фильме. Козловский-режиссер уже демонстрировал свой навык массовому зрителю, выпуская фильм «Тренер», который был снят в духе «Человек, который изменил все». Тогда было много дискуссий, но фильм получился довольно смотрибельным и даже возглавлял российский прокат. Поэтому зритель надеялся увидеть хорошее качество сценария и картинки и в новом «Чернобыле». Но с самого начала фильма его ждало разочарование, которое не пыталось даже спрятаться на заднем фоне фильма, а как и положено российскому кинематографу достойно и с высоко поднятой головой выводило на негативные эмоции. Смотрящему то и дело слышится современный акцент, непохожий на 86-й год, со словосочетаниями «полетели в ресторан» или «снял с автобуса». Лишний дискомфорт у поклонников Цоя может вызвать звучащая песня «Последний герой», гармонично проводя аналогию с персонажем Козловского, или же постер с Джеки Чаном с русским названием фильма. Проблема в том, что в 86-м году о Цое знала только андеграундная молодежь, посещающая клубные подвалы, а уж найти постер с переведенным названием было невозможно. Но на временные рамки можно закрыть глаза, и в большинстве случаев массовый зритель их даже и не заметит, но вот некую отрывочность сюжета, неожиданные всплески эмоций и настойчивость он ощутит даже с закрытыми глазами.

Кадр из фильма  «Чернобыль»/ kinopoisk.ru

И вот тут тоже не совсем плавно, а отрывисто следует перейти к Козловскому-актеру, который так же, как и его режиссер, похоже, до последнего не решил, как ему поступать. Изначально мы видим героя Козловского из его фильма «На районе». Черты гопника Кисы проявляются в характере спасателя Алексея. Он легко может, как ни в чем не бывало, вернуться в город спустя 10 лет и спокойно начать приставать к бывшей девушке, склоняя ее к интимной связи. Преследуя ее как маньяк, выслеживая повсюду или даже останавливая рейсовый автобус, он добивается своей цели, чтобы на следующий день сорвать свидание наметившейся попойкой. Многие могут посчитать, что если показать героя с не лучшей стороны, то это сделает его более реальным. И это могло сработать, если бы Козловский играл героя, а не себя. Все ужимки и гримасы копируются от «Легенды № 17» до «Тренера».

Спустя половину фильма ожидаемо герой Козловского преображается и трижды спасает весь мир, сливая воду в реакторе. Каждый раз его не останавливает ни больничная койка, ни то, что он уже перевелся в другую часть, ни радиация и даже мысли о семейном счастье. Актер следом за режиссером вышел из мелодрамы и начал играть голливудский блокбастер. И опять я в роли зрителя не понимаю, что им движет, почему такое резкое перевоплощение и куда делась логика? В этом плане российский производитель в пух и прах проиграл гладкому повествованию от HBO, где каждый герой и его действие прописано до мелочей.

Кадр из фильма  «Чернобыль»/ kinopoisk.ru

Затронув плохое, надо отметить и хорошее. Фильм не выглядит ужасным, и посмотреть его на большом экране можно. Не думаю, что это будет сильно отличаться по мысли от каких-нибудь «Мстителей». Хорошая операторская работа и музыкальное сопровождение плавно погружает зрителя в мир Припяти, интерьер и декорации намного лучше, чем в том же сериале от HBO. Поэтому в плане технического качества это кино вполне способно заинтересовать.

К сожалению, фильм не оправдал ожиданий. Козловский пытался снять добротное кино, но ему не хватило взять новую вершину, выйти из своего устаревшего образа, принять новые идеи, придать больше смысла трагическому событию. Фильм ничего не рассказывает о том, что же такое вселенная Чернобыля. Он пытается выйти на примитивной и драматичной судьбе героя, но все его развитие, длившиеся два часа, не заставило заплакать мое сердце.