Кино       Никита Соловьёв       22.08.2021 20:00      

Групповая терапия по-датски: мрачная трагикомедия о смысле жизни с весьма ироничным названием «Рыцари справедливости»

Как Мадс Миккельсен второй раз за год проходит психотерапию, где лекарствами вместо распития алкогольных напитков становятся ярость и рассчитывание теории вероятности.

Кадр из фильма «Рыцари справедливости» / kino-teatr.ru

Все еще находясь в эйфории от прекрасного фильма «Еще по одной», получившего «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», и еще более прекрасно танцующего Мадса Миккельсена в нем, многие пропустили еще один сильный фильм Андерса Томаса Йенсена. Знакомый узкому кругу почитателей датского кино, а именно направления «Догма-95», режиссер и сценарист продолжает держать марку и выпускает фильм, который в своей абсурдности не уступает прошлым («Зеленые мясники»; «Адамовы яблоки»), а в драматической составляющей оказывается намного сильнее. Но главное сходство зритель может увидеть с недавно прогремевшим «Ещё по одной». Здесь в центре внимание мужчины среднего возраста со своими несчастьями и увечьями пытаются найти смысл своей жизни. Все также сюжет маневрирует между драмой и комедией, но только с большим количеством неожиданных поворотов, а в главной роли по-прежнему Мадс Миккельсен, только не в роли лузера-учителя, потерявшего вкус к жизни, а в образе сурового военного. 

Сюжет разворачивается в семье военного по имени Маркус (Мадс Миккельсен), который теряет в аварии жену и не может найти язык со своей подрастающей дочерью. Именно в этот момент тотального непонимания на пороге их дома оказывается троица нелепых гиков, заявляющих, что авария была неслучайной, а виновата в этом местная криминальная банда. Далее простой сюжет, навязанный зрителю, начинает расслаиваться на мелкие детали, мы больше узнаем персонажей, проникаемся к героям, сочувствуем их утратам. При раскрытии дела гений математики и сухорукий инвалид Отто, его коллега и по совместительству жертва насилия Леннарт, а также  импульсивный задрот-социопат Эмменталер становятся истинными рассказчиками режиссера, оставляя позади расследование, связанное с местной криминальной группировкой.

Кадр из фильма «Рыцари справедливости» / kino-teatr.ru

Для каждого «рыцаря справедливости» мотивом был случай, в котором они искали свое предназначение и отдушину. Маркус видел в мести и агрессии свое спасение, Отто и Леннарт доказательства своей теории, что все случайности можно предугадать, а Эмменталер - выпустить свое давно запрятанное глубоко в себе «я».

Их ненормальность отражается в застольных диалогах, в продумывании нападения и убийств, ярых порывах агрессии и в то же время сочувствии, даже к убитым врагам. Они противоречивы, спонтанны и в наших глазах вообще не являют супергероями, убивая незнакомых и тем более невинных в авариях людей направо и налево. Успокоение придает то, что трупами являются отморозки и бандиты.

Накал срывов выходит за все пределы адекватности. Новоприобретенные друзья Маркуса откармливают его дочь мороженым и кока-колой, борясь с ее страхами потолстеть. Эмменталлер хочет превратиться в Рембо,  Леннарт, говорившей о длительных курсах психотерапии при еще более агрессивном поведении Маркуса, встает перед ним на четвереньки, а Отто разочаровывается во всех своих расчетах, когда видит развешанные стикеры на стене Матильды с событиями, произошедшими до катастрофы. По ходу сюжета к групповой терапии присоединяется и юный секс-раб, услуживающий криминальной группировке по имени Бодашка Литвиненко. После его спасения и принятия в семью, Бодашка (почему хотя бы не Богдашка?), оказывается самым нормальным человеко, и даже успевает раскрыть в своих историях жестокую правду жизни.

Кадр из фильма «Рыцари справедливости» / kinorium.com

Лишь одному зрителю остается хихикать в сторонке, ведь он знает, что в самом начале фильма всю абсурдную цепочку запустила эстонская девочка, которая захотела на Рождество получить в подарок синий велосипед, но в магазине его не оказалось. Тогда-то  продавец магазина и позвонил той самой преступной банде, которая украла тот синий велосипед у дочери Маркуса.

Пройдя всю заваруху, созданную выдумками самих же героев, в финале они наконец-то обретают спокойствие, счастье и понимание. Оттого вдвойне приятно смотреть финал, где отец примирился с дочерью, а другие лузеры больше себя не чувствует неполноценными. Все приняли тяжелые правила жизни, ее непредсказуемость и хаотичность, преодолели все свои уверования в объяснении трагедий с помощью науки, религии или же силы. Теперь их случайность, а именно встреча с такими же «рыцарями справедливости» – главная ценность, а их объединение - отличная опора, которая помогает преодолеть все трудные моменты.

Кадр из фильма «Рыцари справедливости» / kino-teatr.ru

На вопрос «Стоит ли смотреть этот фильм?» я  незамедлительно отвечу – да. Он не вписывается в рамки одного жанра, он приближен к человеку и его свойствам души и психики. В то же время он не сильно правдоподобен и нелогичен, в нем присутствует черный юмор, когда действие требует от тебя незамедлительного количества трагических эмоций. В общем, он депрессивный для Рождества, слишком философский для развлечений и слишком ироничный для драмы. И в этом его главная особенность и оригинальность, которая овладевает зрительским вниманием.

Категория 18+