Кино       Никита Соловьёв       16.05.2021 20:00      

Джонни Депп ищет себя в области Минаматы

В кинотеатрах России идет премьера фильма «Великий», название которого больше говорит об актере, нежели о сюжете, в котором кричат больные дети, плачут бедные матери и борются с экологической катастрофой еще несломленные отцы.

Кадр из фильма «Великий» / kinopoisk.ru

В последние годы общество привыкло поднимать экологические и социальные проблемы. Так в Голливуде сразу же возник тренд на остросюжетные и разоблачающие фильмы.  Посмотрев «В центре внимания» про  случаи педофилии среди представителей церкви или «Темные воды» про компанию DuPont, добавляющую в производство посуды перфтороктановую кислоту, способную вызвать два вида рака и другие заболевания, зритель не останется равнодушным, а более того заинтересуется проблемами, которые могут коснуться каждого из нас.

«Великий», название которого в оригинале звучит как «Минамата», не является исключением из правил. Минамата – это небольшой город в Японии. Другой же термин обозначает синдром, выявленный у жителей города, которые отравились ртутью. Причиной катастрофы стал завод химических удобрений, который загрязняет окружающую среду, сливает токсины и ртуть в воды, и никто не обращает на это внимания. Только местные жители пытаются хоть как-то повилять на ситуацию  вот уже 15 лет. Как это обычно и бывает, осветить такое событие достается одиозному фотографу Юджину Смиту, страдающего от депрессии, спровоцированной одиночеством, осознанием своей старомодности и безденежьем. Несмотря на свои недуги, мы видим его профессионализм, заключающийся в обращении с камерой, словно с винтовкой, а каждый сделанный кадр равняется снайперскому выстрелу. Оконченное полотно отображает пленка, обнажающая весь ужас Минаматы, с ее откровенными и неприятными пейзажами и портретами изуродованных жителей.

Кадр из фильма «Великий» / kinopoisk.ru

Высыпав тонну шокирующих сцен с больными японцами, где показаны различные физические недуги, появившиеся от отравления, фильм ведет нас дальше, а именно к владельцу заводу компании Chisso. Физические уродства сменяются уродством духовным, отрицающего ценность жизни, выбирающего геноцид населения ради насыщения собственного кармана и предлагающего Юджину Смиту перейти на  его сторону. Но Смит, поначалу державшийся в стороне от местных жителей и даже от самого себя, доводит работу до контрольного выстрела в голову, когда на стол редактора попадает та самая фотография Томоке Уемуре – парализованной девочки, принимающей ванну.

Данная картина не только про экологическую катастрофу, но и про испытания, выпавшие на плечи фотографа, который за счет фотографии смог изменить ситуацию и вызвать общественный интерес. Не зря в русском переводе фильм именуется «Великим». Под великим мы можем понимать как и фотографа Юджина Смита, так и исполнившего его роль Джонни Деппа.

Кадр из фильма «Великий» / kinorium.com

Изгнанный из «Пиратов Карибского моря» и «Фантастических тварей» Джонни Депп, после проигранного судебного процесса с Эмбер Херд и последовавших ярлыков в виде «абьюзера» и «насильника» рискует потерять свое имя на больших экранах. Так же, как и его герой, Юджин Смит – Депп находится в упадке, который следует за ним по пятам после нескончаемых франшиз. Люди, позабывшие его работы с такими режиссерами, как Джим Джармуш, Лассе Халльстрём и Терри Гиллиам, только и ожидают увидеть еще пару серий про пьяного пирата. Новое падение становится новым вызовом для мистера Деппа, который должен вновь показать свои актерские способности в новых амплуа,  не подражая своим культовым героям.

К сожалению, в «Великом» мы увидели Деппа глазами «курильщика», его герой все такой же неоднозначный, эксцентричный персонаж, предлагающий огромную поляну для импровизации, которой так и не суждено сбыться. Вместо нового приходят кусочки старых шаблонов, от капитана Воробья до вечно нетрезвого Рауля Дьюка, разбавленные серьезной тематикой фильма. Если вспомнить относительно новые работы, эта роль журналиста находящегося в творческом кризисе, похожа на «Ромовый дневник». Депп по-прежнему может потянуть фильм на своей харизме и даже местами увлечь зрителя, но дать чего-то нового пока не в силах.

Несмотря на возвышенные ожидания, фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Русскому зрителю знакомы такие случаи заражения, вспомнить лишь только Чернобыль, который так же упомянут фотографиями в титрах с несколькими другими экологическими катастрофами. Обозначая мировую проблему и напоминая о ней, режиссер завершает мысль фильма.

Категория 18+